Владимир ФИЛИППОВ, министр образования
Это упрощенный взгляд на проблему и по сути неверный. Реструктуризация, или, точнее, оптимизация, сети сельских школ направлена прежде всего на их поддержку, на повышение качества образования в них. Надо осознать, что сегодня сельские школы составляют 69% от общего числа образовательных учреждений России. Если в цифрах, то это 6,3 миллиона учащихся (30%), почти 700 тысяч учителей (40,2%). Прибавим к ним дошкольников, молодежь, работающую в сельском хозяйстве (хотя ее и немного), родителей, пенсионеров. Это российские граждане и их уровень жизни, условия работы, учебы нуждаются в коренном улучшении. Нельзя больше закрывать глаза на то, как в большинстве своем живет наше сельское население. Именно поэтому Правительство РФ, следуя инициативе президента В.В.Путина, поставило задачу номер один √ повсеместная компьютеризация и информатизация сельских школ. Здесь немало проблем. По последним данным, сельские школы оснащены компьютерной техникой лишь на 5%. Отсутствие во многих селах телефонной связи усложнит применение электронной почты. И тем не менее шаг в этой программе уже сделан. Кроме того, впервые все сельские школы в обязательном порядке получат комплекты учебно-методической и наглядной литературы. Без такого особого внимания нельзя далее говорить о равном доступе и качестве образования городских и сельских школьников, и это √ прямой путь к улучшению жизни села в целом.
Конечно, вопросов здесь пока еще больше, чем ответов. Дело в том, что в сельской местности около 70% всех школ √ малочисленные, малокомплектные. Из них более 40% имеют наполняемость до 100 обучающихся.
Сохранить в будущем все без исключения маленькие школы вряд ли удастся, учитывая демографические изменения, спад рождаемости, экономические причины. Но мы обязаны позаботиться о том, чтобы начальные школы были в каждой деревне (по возможности и основные не закрывались), а где-то сохранялись в укрупненном варианте одиннадцатилетние. Такие школы, объединенные из небольших в одну крупную, оснащенную современным оборудованием, высокими технологиями и методиками, как раз и должны обеспечить такое качество среднего образования, которое позволит ее выпускникам доказать свое неотъемлемое право на продолжение обучения в лучших вузах страны, мира, там, где они сами захотят учиться. Но здесь возникает проблема подвоза детей к школе. В этом отношении программа “Школьный автобус”, которая работает сегодня в некоторых регионах (Самарская, Ростовская, Ярославская области, Красноярский край), – нужное и полезное дело.
В нашей стране с ее необъятными просторами и географическим многообразием решить в одночасье эту проблему трудно. На юге и севере, на западе и востоке возможны варианты. Но главное в другом. Оптимизация сети сельских школ √ это путь в новое качество образования и ступень к иной, цивилизованной жизни. И именно на селе.
В конце концов мы тогда реально приблизимся к давней мечте из нашего недалекого прошлого, по крайней мере в образовании, – к стиранию граней между городом и деревней.
Комментарии