search
main
0

Говорят, что разработанные ВНИКом “Образовательный стандарт” новые подходы к содержанию образования вызвали в научной среде горячие споры.

Владимир ФИЛИППОВ, министр образования

– Отбор содержания образования – одна из самых сложных и вечных тем, которая во все времена и эпохи, начиная с Платона, вызывала споры. Современная дискуссия – это нормальный процесс поиска ответа на то, чему в новом, XXI веке должна учить школа, какие давать знания и умения и какие прививать ценности. Другое дело, мы слишком затянули ее в части определения государственных образовательных стандартов и, по существу, не выполнили требования Закона “Об образовании”, принятого десять лет назад. Не хотелось бы долго объяснять причины: во-первых, уже не раз приходилось это делать, во-вторых, “УГ” неоднократно и подробно освещала эту ситуацию со стандартами. Однако нужно заметить, что разработка новых образовательных стандартов связана с самым главным вопросом – это переосмысление целей образования и соответственно его содержания, и потому простых, однозначных и быстрых решений здесь и не могло быть. В этом споре столкнулись разные подходы, каким должно быть образование: академическим или практическим, для личности или для общества, для всех или для способных и т.д.
Разрешить все эти неизбежные противоречия действительно сложно, тем более что этому мешают годами сложившиеся у нас “знаниевая” парадигма в обучении, предметный “эгоцентризм”, чрезмерное акцентирование роли естественно-научных дисциплин в ущерб гуманитарному знанию, в ущерб социальной подготовке учащегося к жизни в современном обществе. Мы же должны, сохранив лучшие традиции естественно-математического образования (в большей степени за счет профильного обучения на старшей ступени), расширить и углубить гуманитарное, социально и общественно значимое образование, обеспечив формирование у учеников адекватного представления о современном мире. Именно такая задача поставлена перед ВНИКом “Образовательный стандарт” под руководством В.Д.Шадрикова – Э.В.Днепрова. Но мнение одной группы или одного коллектива в столь сложном вопросе не может быть единственно верным. Над этой проблемой сейчас работают специалисты МО (руководитель В.А.Болотов), в РАО (руководитель В.А.Поляков, представитель А.А.Кузнецов), группа региональных управленцев (руководитель Л.П.Кезина), группа общественного обсуждения (руководитель Я.И.Кузьминов). ВНИК “Образовательный стандарт” призван обобщить все наработки и выдать проект единого документа.
Споры на последней коллегии МО касались представленного этой группой расчетного учебного плана, который необходим для часовой ориентации по предметам. В самом деле, нам нужно знать, за счет чего будут вводиться в начальной школе новые предметы, обозначенные в программе модернизации (иностранные языки, информационные технологии, основы экономики, право, граждановедение, расширение занятий физической культурой и т.п.). Этот вопрос, как и другие, связанные с федеральным компонентом стандартов общего образования, мы намерены обсудить 28 июня на Всероссийском совещании в Москве. Планируем, что в августе-сентябре пройдет широкая дискуссия по этому вопросу в субъектах РФ, на Всероссийской конференции в октябре. Такие вопросы надо решать только с учетом мнения всего общества (и родителей в том числе), а не только какой-то узкой группы профессионалов, пусть даже и самой высокой квалификации.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте