– Противоречие между правительством и профсоюзом заложено самой жизнью. Профсоюз всегда должен требовать улучшения или по крайней мере неухудшения условий труда своих членов. Причем хочу отметить, что вопрос ставится совершенно справедливо. Государству же, даже благополучному, всегда не хватает денег, потому что есть экономические кризисы, необходимость выплаты внешних и внутренних долгов, другие насущные проблемы. В нашем же случае правительство только пытается перестать быть международным банкротом, наладить свою финансовую систему, привести в порядок налоги, социальные программы. Поэтому средств достойно оплатить труд учителя даже в соответствии с действующим законодательством нет.
Многие сетуют: чего стоит президенту издать указ о том, чтобы зарплата учителя была увеличена в 2-3 раза, это и популярности будет способствовать! Но мы избрали во главе страны ответственного человека, который не хочет принимать декларативных, ничем не обеспеченных решений. Как говорится, в любом деле важна цена вопроса. Чтобы увеличить зарплату на 10-20 процентов, потребуется дополнительно 15-30 миллиардов рублей. С одной стороны, это огромные средства, которые надо еще найти, а с другой – 10-20 процентов для каждой зарплаты, в общем-то, очень незначительная прибавка.
Мало того, при сложившейся ситуации деньги на повышение зарплаты придется находить в бюджетах субъектов Федерации, а точнее, муниципальных образований – городов и сел. Потому что пока школа находится в ведении местных властей. По мнению министерства, и оно совпадает с мнением профсоюза, закон о местном самоуправлении опередил время. Необходимо, чтобы школа была соучреждена и субъектом Федерации, и муниципалитетом, чтобы четко были распределены полномочия, кто отвечает за материальную базу, а кто – за зарплату. Работу по принятию такого законопроекта мы продолжаем вести вместе с профсоюзом.
Еженедельно у вице-премьера Валентины Ивановны Матвиенко проходят обсуждения вариантов и поиска выходов из сложившейся ситуации. На столе у членов правительства – цифры, статистика, аналитические записки. Мы знаем, какова ситуация, и не собираемся закрывать на нее глаза. Но резерв популистских действий исчерпан. Мы должны решать и вновь открывающиеся проблемы. Например, из-за нового пенсионного законодательства школы могут лишиться уборщиц, кочегаров, техперсонала. Потому что работающим пенсионерам не будут платить пенсию. Многие в таком случае предпочтут вообще не работать. Или вот молодой учитель – наша надежда – получает 400-500 рублей, из них часто 120 отдает за квартиру.
Валентина Ивановна неоднократно подчеркивала, что мы должны решать вопросы не только средней зарплаты среднего учителя, а больше внимания уделять отдельным категориям. Например, она ставила вопрос, кстати, в присутствии председателя профсоюза Владимира Михайловича Яковлева, как при всех предлагаемых вариантах растет зарплата учителя самого массового 11-го разряда. Работа идет именно в этом направлении. Поэтому скорее всего в бюджете 2001 года будет заложена дополнительная, помимо 20 процентов с 1 января, индексация зарплаты с 1 сентября 2001 года по достаточно гибким критериям.
Комментарии