Владимир ФИЛИППОВ, министр образования
– Это действительно так. Самый первый урок в новом учебном году в первом классе будет посвящен изучению государственной символики. Мы также рекомендовали провести во всех классах общеобразовательных учреждений “Урок России” накануне Дня Конституции, который празднуется в нашей стране 12 декабря. И почему, объяснять долго не нужно. Юные граждане должны знать свою историю, понимать смысл и значение гимна, герба и флага, которые являются национальными государственными символами, осознавать смысл и значение этих понятий. Нужно прямо сказать, что в последние годы мы слишком мало внимания уделяли этому вопросу, не всегда последовательно и целенаправленно вели работу по развитию интереса детей к символам Российского государства, не объясняли им роли символики в жизни общества и почему надо любить символы своей страны. Кстати, во многих западных странах, особенно в США, государственным символам в образовании отводится особая роль. Достаточно привести пример так называемой утренней молитвы сердца, когда перед началом занятий школьники слушают гимн своей страны. А многие ли российские школьники, студенты смогут сегодня ответить на вопрос о том, какие гербы были в истории нашей страны, как менялись российские флаги, какая музыка символизировала государство на разных этапах развития России, когда прозвучал первый гимн Александрова на слова Михалкова и Эль-Регистана (а это, как вы помните, произошло в ночь на 1 января 1944 года по радио) и в каких спорах был принят последний, нынешний, современный гимн нашей страны с новым текстом Сергея Михалкова?
Серьезным поводом для активизации работы по изучению символов России стало поручение Президента РФ от 1 апреля 2002 г. N Пр-554 об организации выполнения комплекса мероприятий по популяризации государственной символики Российской Федерации в 2002-2003 гг., которое касалось многих министерств и ведомств. К Министерству образования оно имеет прямое отношение, поэтому нами был разработан специальный план-график комплекса мероприятий для выполнения этого поручения. В частности, нашим службам поручено разработать методические рекомендации по организации и проведению “Урока гражданина” в первом классе общеобразовательного учреждения 1 сентября 2002 года, которые уже направлены в регионы, включить в учебные пособия для дошкольников и в учебники для начальной и основной школы изображение Государственного флага и герба РФ. В этот план также входит обязательное изучение на уроках музыки текста и музыки Государственного гимна РФ, включение в экзаменационные билеты для государственной итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов вопросов об истории гимна, герба и флага нашей страны. Мы также рекомендовали в программу среднего профессионального педагогического образования ввести спецкурс “Методика проведения уроков гражданина России”, предусмотреть выпуск книг, учебных пособий, фильма по государственной символике для школ и учреждений дополнительного образования. Так что намечено сделать много полезного и необходимого для популяризации государственной символики. Но хочу подчеркнуть, и “Урок гражданина” в первый день сентября, и “Урок России” в День Конституции, и другие запланированные акции и мероприятия не должны быть одноразовыми и формальными. Все это должно служить главной цели – воспитывать гражданское самосознание, развивать патриотические чувства, побуждать молодых людей к благородным поступкам и действиям, направленным на благо своей страны, своей Родины.
Комментарии