Владимир ФИЛИППОВ, министр образования
– В самом вопросе заложены две важные, на мой взгляд, мысли. Первая связана с тем, что эта идея признана обществом и что переход на профильное обучение старшеклассников создает реальные предпосылки для установления большей преемственности между средним и высшим образованием. И по большому счету все это направлено на преодоление негативных процессов при подготовке выпускников к поступлению в вуз. Вторая мысль заключается в следующем: профильное обучение не является абсолютно новым и неизвестным для нашей школы явлением. Поскольку российская школа накопила немалый опыт по дифференцированному обучению учащихся, мы психологически и фактически готовы перейти на профильное обучение в массовом порядке и даже, как это звучит в вопросе, “не ожидая результатов эксперимента”. Одним словом, в воздухе витает идея о том, что сроки введения профильного обучения можно ускорить. Но чтобы это сделать, необходимо учесть множество факторов, которые связаны с профильностью.
Среди важных вопросов – перечень и число основных профилей. Здесь нужно учитывать, с одной стороны, стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности всех старшеклассников, с другой – ряд факторов, сдерживающих процессы такой во многом стихийной дифференциации образования. А это и ЕГЭ, и образовательный стандарт на профильном уровне, и необходимость стабилизации федерального перечня учебников, и соответствующая подготовка учителя, и т.д. Кроме того, необходимо помнить, что профилизация старшей школы прежде всего связана с подготовкой учеников к поступлению в вуз. Одним словом, прежде чем переходить на профильное обучение в масштабах всей страны, необходимо определить базовые общеобразовательные курсы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения, то есть более точно ответить на вопрос, что такое универсальный профиль; разработать курсы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения в полной средней школе. Например, физика, химия, биология – профильные курсы в естественно-научном профиле; литература, русский и иностранный языки – в филологическом; история, право, экономика – в социально-экономическом и т.д.
Кроме того, следует различать понятия “профильное обучение” и “профильная школа”. Основная цель модернизации образования на старшей ступени состоит в переходе к образованию по стандартам и программам профильного обучения, поэтому в ближайшее время данная идея будет реализовываться в большей мере в модели внутришкольной профилизации, что не исключает и в дальнейшем развития профильных школ как отдельных образовательных учреждений.
Суммируем сказанное: скорее всего в наиболее полном объеме профильное обучение будет вводиться не ранее 1 сентября 2003 года, а возможно, если говорить о более полной готовности – и учебно-методической, и кадровой, то и с 1 сентября 2004 г . Эти вопросы обсудим на Всероссийском совещании 28 июня в Москве.
Комментарии