Владимир ФИЛИППОВ, министр образования
– Я считаю, наоборот: уже приносит свои плоды. Но хотел бы уточнить. Речь идет не о “войне” как таковой, а о нашем желании более серьезно и комплексно подойти к проблемам поборов со студентов, взяток при поступлении, разного рода вымогательств со стороны преподавателей, которые, к сожалению, имеют место быть в вузовской практике. В период зимней сессии и после ее окончания мы получили немало заявлений от студентов и родителей о том, что за каждую пересдачу экзамена в некоторых вузах взимают от 70-200 долларов, а также существуют и другие незаконные формы поборов. Мы обратились к студентам с просьбой не бояться сообщать о подобных фактах и передавать информацию по электронной почте. В обращении, вывешенном на моем личном сайте, прямо сказано: эти данные будут использованы как для конкретных разбирательств, так и для обобщения, чтобы продумать и реализовать борьбу со взяточничеством в масштабах страны. Кстати, к рассмотрению принимаются только подписанные письма и обращения. Мы также обратились к СМИ не трактовать эту акцию как фискальную, апеллируя к печатному российскому опыту, поскольку рассчитываем за счет гласности и открытости, используя средства массовой информации, помочь преодолеть это постыдное явление.
В самом деле, в течение последнего месяца поступило немало писем от студентов, родителей. В них сообщаются факты, когда с обучающихся в вузах взимается плата, например, за пересдачу экзаменов. Или, скажем, для успешной сдачи курсового проекта предлагаются студентам так называемые дополнительные занятия. По-прежнему “актуальна” тема репетиторства с абитуриентами, когда одни и те же преподаватели “поступают” своих учеников и впоследствии продолжают их “опекать” за определенную сумму. По поводу пересдачи экзамена на платной основе, которую некоторые вузы вводят, ссылаясь на то, что бюджет предусматривает только работу преподавателя, принимающего экзамены во время сессии, скажу следующее. Все пересдачи экзаменов должны быть бесплатными. Сколько раз студент может приходить к преподавателю, чтобы улучшить оценку, решает сам вуз.
Что касается других форм и методов поборов при поступлении в вузы и во время учебы в них, то здесь решение столь непростой проблемы должно быть комплексным, глобальным. И не только силами Министерства образования. Нам же сегодня особенно важно, с одной стороны, еще более тщательно отработать содержание и механизмы введения единого госэкзамена, которые должны изнутри, глубинно разрушить порочную систему поступления в вуз только за деньги (порой достаточно большие). С другой – позаботиться о вузовских преподавателях, чья зарплата далеко не всегда соответствует их статусу и квалификации. В целом же хочу отметить следующее. То, что призыв МО вести открытый диалог по этой проблеме вызвал в обществе ответную реакцию, свидетельствует о нашем общем желании освободиться от этих неприглядных и недостойных явлений, от поборов, коррупции, взяток. Не нужно бояться острых тем, не следует замалчивать то, что стало тормозом для развития российского образования, а значит, и для будущего страны. Но это вопрос не одного дня. Здесь нужна корпоративная, вдумчивая работа. Нельзя поддаться ажиотажу и лишь в негативных тонах говорить о наших высших учебных заведениях, очернять профессоров, преподавателей, работников высшей школы. А с нарушениями бороться надо, применяя все необходимые методы и меры, но, разумеется, в соответствии с законами и правилами цивилизованного, гражданского общества.
Комментарии