– С одной стороны, военкоматы пытаются призвать выпускников школ в период с 25 июня по 1 июля, когда они еще не успели поступить в вуз. С другой, многие ребята собираются получать высшее образование, лишь бы только не идти служить, даже в аспирантуру заявление подают, чтобы воспользоваться дополнительной отсрочкой. Это антагонизм? Безусловно. Но только не между системой образования и армией. Причина противоречий кроется в самой жизни, в том, что военное дело перестало быть престижным, тогда как образование, наоборот, “выросло в цене”. Вот молодой человек и выбирает…
Поэтому я не приемлю позицию некоторых военоначальников, которые постоянно намекают на необходимость отмены отсрочек. Проблема не будет решена все равно. 60 процентов школьников и выпускников вузов по состоянию здоровья и так не смогут одеть военную форму. Причем именно система образования с бесконечными перегрузками во многом повинна в этом. При этом, надо заметить, иногда самими военными тормозятся инициативы по введению 12-летки, которые призваны изменить ситуацию – сделать программу школы здоровьесберегающей, внести дополнительные часы на физкультуру, в том числе и на начальную военную подготовку. Мы не настаиваем на изменении сроков призыва, окончание школы в 12-летке будет в те же 18 лет. Но постоянные угрозы отменить отсрочки и попытки как можно быстрее призвать выпускников не идут на пользу планам модернизации образования. Разве армии не нужен здоровый боец?
Чтобы дамоклов меч призыва не висел над ребенком, я бы предложил законодательно принять поправку, что после школы он может один раз попробовать поступить в вуз, независимо от того, сколько лет учился – 11 или 12. Мы и так одна из немногих европейских стран, где так рано оканчивается среднее образование, за рубежом в вуз поступают вообще в 19-20 лет! Причем это уже серьезный, осознанный, можно сказать, взрослый выбор, а не сиюминутное решение – лишь бы не забрали в армию.
В ближайшее время мы планируем подписать соглашение с Министерством обороны о программе патриотического воспитания, развитии начальной военной подготовки в рамках курса ОБЖ. Причем значительная часть такой работы должна строиться во внеучебное время. Нет ничего зазорного, если военные будут показывать ребятам жизнь в казармах, рассказывать о сегодняшнем дне армии, если хотите, даже рекламировать военную службу. Надо обязательно будет использовать опыт военно-патриотических объединений, таких, как, например, общество Александра Невского.
Что касается сокращения военных кафедр – этот вопрос тоже волнует многих, и здесь надо исходить из реальности. Сокращается число, военных училищ, а мы говорим, что военные кафедры надо оставлять в прежнем объеме, чтобы не нарушать права студентов. Это нелогично. Поэтому 10-15 процентов военных кафедр будет сокращено. Причем я не понимаю, из-за чего, как говорится, сыр-бор. Военные кафедры не освобождают от службы в армии. После вуза молодой человек может быть призван на 1 год, а после обучения на военной кафедре – на 2 года, причем отказаться он не имеет права, даже если его пошлют в горячую точку. Это положение действовало всегда, просто раньше в армии людей хватало.
Вопрос об армии и школе – это вопрос о приоритетах в стране по отношению к ее гражданам. Что лучше, призвать юношу на год раньше или обеспечить будущее молодого человека и его семьи с помощью образования?
Комментарии