Владимир ФИЛИППОВ, министр образования
– Действительно, с желанием достичь компромисса мы зашли слишком далеко. С одной стороны, стараясь не отстать от времени и поддержать вариативность, мы ввели множество учебников по разным предметам. Дошли до того, что по истории только для школы около 20 наименований. В результате авторы разных политических пристрастий все время выясняют отношения, чей подход правильнее. С другой стороны, хотим угодить многочисленным издательствам, которые производят все новые и новые учебники. Но давайте честно признаемся, что при изобилии учебников многие учителя и родители запутались в своем выборе, что нередко приводит к конфликтам. Кроме того, из-за малых тиражей книг у них велика стоимость.
В последние годы мы на самом деле беззубо, никак, как вы правильно заметили, относились к формированию федерального комплекта. Видимо, ситуация так перезрела, что это общее мнение родителей, педагогов и вообще всех, кто сопричастен к учебной литературе: что-то надо делать.
Мы планируем уже в течение этого года к осени, когда будут направлены новые рекомендации по комплекту, провести значительную работу по пересмотру принципов его формирования. Перечень не должен быть “никакой” √ в нем должна быть позиция министерства в лице Федерального экспертного совета. То, что сейчас идет в школы под грифом “рекомендовано”, на самом деле часто можно озаглавить лишь как “допущено”. В моем понимании не может быть рекомендован учебник, который не имеет многолетней апробации и последующих после этого исправлений. Если мы ставим свой гриф, то это означает, что министерство взяло на себя ответственность, разобралось, что это не халтура. Поэтому требования к рекомендованной литературе однозначно должны быть ужесточены.
Мы, конечно, не можем сверху решить, какую учебную книгу рекомендовать, а какую нет, будем опираться на мнения потребителей √ учителей, родителей. Важно создать систему обратной связи, мониторинга качества учебников. Уже сейчас мы запросили каждый субъект Федерации дать нам заключения по всем предметам, какие учебники больше используются, какие зарекомендовали себя лучшим образом. Мы эту информацию обработаем, и с учетом итоговых данных по каждой дисциплине будет рекомендовано 2-3 учебника, а остальным, которые отвечают санитарным нормам, мы предложим гриф “допущено”. Конечно, список не должен быть неизменным. Через два-три года мы проведем ротацию, включим в число рекомендованных новые апробированные учебники.
Комментарии