Владимир ФИЛИППОВ, министр образования
Не буду скрывать, что изменения в обеспечении учебного книгоиздания неизбежно приведут к переменам в издательском деле. Можете себе представить его масштабы, если даже тираж в 1000-2000 экземпляров для многих книг считается сейчас хорошим показателем, а тиражи для учебников – на сотни тысяч. Учебным книгоизданием большинство недовольны. Во-первых, не удовлетворяет само содержание. Это в какой-то степени естественный процесс, к примеру, хороший учебник математики пишется десятилетиями, а то и дольше. Сейчас, кроме того, резко обострилась ситуация с содержанием учебников по новейшей истории. Понятно, что не может быть такого учебника, который бы трактовал все произошедшее в нашей стране за последнее десятилетие с одной позиции, ведь в обществе существует полярность мнений, и она должна быть каким-то образом представлена. Недовольство вызывает и огромное количество учебников, они буквально запутали учителя. Некоторые слышали одни лишь названия, никогда в глаза не видя самих книг. Запутались и родители. Стоимость таких мелкосерийных учебников резко возросла. В общем, накопилась целая серия проблем, которые мы должны решать, применяя новые подходы к учебному книгоизданию. При этом не надо забывать и то, что многие семьи в России живут на грани бедности, не в силах приобрести учебники для своих детей, а значит, мы должны подумать об их бесплатности. На заседание коллегии Министерства образования был вынесен вопрос и о некоторых новых подходах в формировании федерального перечня учебников, вплоть до поправок в действующее законодательство. Оно пока что слишком вольное и не оказывает достаточного государственного влияния на учебное книгоиздание. И беда даже не в том, что сейчас любой человек может на свои деньги издать учебник. Проблема куда серьезнее: сейчас школы могут даже без грифа министерства “допущено” или “рекомендовано” закупать учебники, и получается, что процесс этот выходит из-под контроля государства. Оно уже не контролирует ни содержание материала, ни качество учебной литературы. В связи с этим мы планируем в октябре провести определенную работу по пересмотру и составу федерального экспертного совета и его комиссий, утвердить новые подходы по формированию федерального перечня учебников. Государство (если с него спрашивается за содержание образования) просто обязано выработать эффективные механизмы, обеспечивающие качество учебной литературы. Без этого не будет ни хорошего качества образования, ни даже единого образовательного пространства.
Комментарии