Владимир ФИЛИППОВ, министр образования
– Одно другого не заменит, но роль дистанционного обучения в быстро изменяющемся мире будет в самом деле возрастать. Напомню: этот новый вид обучения стал развиваться в конце XX века, и в его основе лежат идеи открытого образования. Речь идет, конечно же, в большей мере о системе профессионального образования, преимущественно высшего, когда главным становится интерактивная работа студента со специально разработанными учебными материалами. Если кратко, то дистанционное образование – это учеба по индивидуальному плану, когда студент может консультироваться по всем вопросам с прикрепленным к нему преподавателем, и у него появляется новая форма общения с ним – по телефону, через интернет, спутниковую связь. Комплект учебных материалов он получает при зачислении в вуз. И, разумеется, это не обычные учебники, а тексты лекций, задачники, практикумы, задания для самостоятельной работы на разных носителях – аудио, CD, видеоносителях, а также на традиционных бумажных. Открытое дистанционное обучение (ОДО) в сфере профессионального образования, безусловно, является, новой, прогрессивной формой доставки информации, причем с широким использованием новых технологий. Оно позволяет расширить географию обучающихся, сократить время обучения благодаря быстроте телекоммуникационной связи преподавателя и студента. Все это делает процесс обучения более гибким и мобильным. Можно добавить и другие характерные особенности ОДО – обучение может осуществляться без отрыва от производства. Создается возможность получения образования независимо от места жительства, состояния здоровья, социального статуса. Кроме того, дистанционное обучение повышает творческий, интеллектуальный потенциал человека. Этому способствуют самоорганизация, использование новых информационных технологий и т.д. В определенной степени изменяется и роль преподавателя: он координирует познавательный процесс и в то же время обновляет и совершенствует свои курсы, методики, поскольку находится в режиме нововведений и инноваций.
Два года назад мы создали Совет по дистанционному образованию в сфере профессионального образования, который призван принять активное участие в разработке концепции и инновационной политики МО в области открытого образования и в реализации ее основных идей. В частности, это касается нормативно-правовой и научной базы, которая необходима для внедрения технологий дистанционного обучения в России, оценки и экспертизы проектов и программ в этой области, выработки механизмов более полного использования научно-педагогического и целевого расходования выделяемых для этого средств из федерального бюджета и много другого. Проделана определенная работа в этом направлении. Есть хороший результат. Но нам предстоит ускорить темпы развития дистанционного образования в Российской Федерации, сделать этот процесс более конструктивным и результативным.
Комментарии