search
main
0

Говорят, что не следует затягивать эксперимент с переходом на 12-летнее обучение и с 2003 года начиная с пятого класса уже перейти на увеличение срока обучения на один год

Владимир ФИЛИППОВ, министр образования

– Обратите внимание на то, как меняется общественное мнение по поводу перехода нашей школы на двенадцатилетнее обучение: от осторожного принятия самой идеи (а порой и категорического несогласия с ней) до ускоренной ее реализации. Мне не раз приходилось убеждать сомневающихся в необходимости увеличить срок обучения в школе на один год. Сегодня попытаюсь ответить тем, кто торопится и хочет в короткие сроки решить столь серьезную проблему.
В самом деле мы действительно остались единственной страной в Европе, которая не перешла на систему двенадцатилетнего образования. Прибалтика это сделала в 1991 году, наши небогатые соседи – Украина, Белоруссия, Молдова – последовали за ней. Более того, страны Восточной Европы, бывшие друзья по соцлагерю, у которых была практически одинаковая с нами советская система образования, также не отстали от них. Чехия уже давно ввела тринадцатилетнее школьное образование. И тем не менее мы не будем спешить с переходом на двенадцатилетнее школьное образование. Почему? Потому что мы выбрали для себя путь перехода содержательного, глубинного, а не механического: было девять + два, стало девять + три. Все-таки надо вводить двенадцатилетнее образование не добавлением сверху одного года, что было бы намного проще, а более ранним обучением на начальном этапе. А это означает, что мы по-другому должны построить процесс обучения в начальной школе. И поэтому мы начали с разработки нового содержания образования, которое будет отвечать психологическим, физиологическим и эмоциональным особенностям детей младшего возраста.
Чтобы перейти на двенадцатилетку, необходимо разработать новые стандарты и программы школьного образования, а под них и учебники, выстроить и создать хорошую профильную школу на старшей ступени. На все это нам нужно примерно пять лет, поэтому никакого быстрого массового перехода на двенадцатилетнее образование мы позволить себе не можем. Ведь дело даже не только в преподавании отдельных предметов, а в концептуальных подходах. В частности, для нас в большей степени важно внедрить в школе здоровьесберегающие технологии, то есть больше внимания уделить здоровью детей. Нам также необходимо сделать наше образование более практико-ориентируемым. Знания должны быть не только и не столько академическими, но и социально значимыми.
Поэтому предстоит целая система мер, чтобы с 2003 года начать реализацию экспериментальной апробации содержания школьного образования для пятого класса. Более того, в этом году мы пошли на уменьшение числа школ, которые участвуют в эксперименте. У нас было около полутора тысяч школ – участников эксперимента, это оказалось слишком много для кропотливой и серьезной отработки нового содержания образования. Сейчас мы ведем подготовку эксперимента, который будет организован в новом 2002-2003 учебном году, в несколько меньшем числе школ, но где также учатся сотни тысяч учащихся, так что по-прежнему это широкомасштабный эксперимент по отработке различных аспектов нового содержания школьного образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте