Владимир ФИЛИППОВ, министр образования
Я бы так сказал: нынешний учебный год закладывает основы для серьезных перемен в нашем образовании. В этом смысле он будет действительно новым, поскольку с одной стороны мы должны продолжить начатую программу модернизации российского образования, с другой – 2002-2003 учебный год даст старт достаточно конкретным экспериментам, связанным с реформированием нашей отрасли.
Если говорить в целом о наступившем году, могу со всей определенностью уверить наших учителей, родителей, учеников в том, что принципиально новых изменений в образовании не произойдет. Все мы устали от неоправданных и скоротечных нововведений, от непродуманных реформ и они не должны быть самоцелью. С другой стороны, каждый новый учебный год – это новая страница в жизни школьника, учителя, родителя. Для ученика это очередной этап взросления, переход из одного класса в другой, то есть восхождение от одной ступени обучения к другой. Для учителя – это новая встреча со своими воспитанниками, ставшими за лето более окрепшими и загоревшими, для родителей – новые заботы и волнения о своих чадах и о том, какие успехи или неудачи ожидают их. Для Министерства образования, для государства в целом – это, безусловно, новая ответственность за судьбу нашей школы, это конкретные правительственные решения и шаги, направленные на улучшение ситуации в российском образовании. Четыре приоритета государство объявляет в 2003 году – образование, наука, правоохранительные органы и оборона. Недавно в докладе министра финансов на заседании Правительства было отмечено, что и в этом году, второй год подряд, самые крупные расходы в стране будут отданы образованию. Таким образом, надежды на улучшение финансовой ситуации имеют вполне реальную основу.
В наступившем учебном году будут отрабатываться новые элементы программы модернизации образования. Это, в частности, касается введения иностранного языка, основ информатики в начальных классах, увеличения на один час уроков физкультуры, преподавания основ права, граждановедения, экономики. Опытно-экспериментальная работа в начальной школе будет связана с апробацией современных образовательных технологий, в том числе здоровьесберегающих, сохраняющих и поддерживающих индивидуальность ребенка, помогающих, с частности, более плавному вхождению первоклассников в учебный процесс и т.д.
2002-2003 учебный год должен многое прояснить в проблеме профильного обучения в старших классах, продолжить отработку технологий по единому государственному экзамену теперь уже в 40 субъектах Российской Федерации. Нам предстоит последовательно наращивать финансовую поддержку образования, гармонизировать бюджетные и внебюджетные средства, создать попечительские советы. Предполагается, что будет создан пакет законодательных документов по переводу зарплаты с муниципального на государственный уровень и т.д.
В этом учебном году мы должны более конструктивно и более активно заниматься воспитательной работой в школе, уделить особое внимание сиротам, профилактике безнадзорности, расширить неучебную деятельность во всех образовательных учреждениях страны. Одним словом, наступивший учебный год должен внести важную лепту в главную идею модернизации – гуманизация общественно-экономических отношений, формирование новых жизненных установок личности через повышение качества образования, достижение его эффективности и доступности.
Комментарии