search
main
0

Говорят, что модернизация российского образования в меньшей степени коснулась учреждений дошкольного образования.

Владимир ФИЛИППОВ, министр образования

– Это далеко не так. Хотя бы потому, что в самой Концепции модернизации образования в числе приоритетных целей и задач есть положение о необходимости достижения нового, современного качества дошкольного образования. А в “Основных направлениях и этапах реализации образовательной политики” предложены меры, которые касаются дошкольных образовательных учреждений. В частности, это постепенный переход к долевому финансированию дошкольных образовательных учреждений и передача в ведение субъектов Российской Федерации финансирования и реализации программ дошкольного образования. В концепции также поставлена задача разработки нормативно-правовой базы для соучредительства образовательных учреждений субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, в том числе образовательных комплексов “школа – детский сад”.
Нужно заметить, что за последние годы сеть дошкольных образовательных учреждений значительно сократилась. К сожалению, этот процесс имеет негативную тенденцию. В основном это происходит за счет закрытия детских садов и передачи их в муниципальную собственность, а также в связи со снижением рождаемости и платежеспособности населения. Особому сокращению подверглась сеть детских садов в сельской местности. Именно поэтому сегодня необходимо осуществить преобразования в ее организационной структуре и прежде всего реформировать и модернизировать систему финансирования дошкольных образовательных учреждений.
Здесь, с одной стороны, должны быть четкие стандарты, касающиеся бесплатного пребывания ребенка в детском саду, его обучения и воспитания. С другой – следует более точно определить перечень дополнительных образовательных услуг (а они есть и в высшем, и даже в среднем образовании), которые должны быть оплачены за счет родителей на нормативной основе, причем при адресной социальной поддержке малообеспеченных семей.
В среднем по субъектам Федерации оплата за содержание детей составляет 20% от номинальных расходов. Как правило, эта цифра не зависит от доходов семьи. Это устаревший подход, и здесь мы должны идти другим путем. Конституцией гарантировано бесплатное дошкольное образование (воспитание, обучение, развитие ребенка), а вот по компоненту содержания детей и платы за него можно применить дифференцированный подход. С кого-то (подразумеваются семьи с высоким уровнем дохода) брать сорок процентов и более, а с кого-то не брать ничего. На это сейчас направлен эксперимент по ряду субъектов Федерации, и мы пытаемся отработать эти механизмы.
Кроме того, сейчас идет активная разработка стандартов содержания дошкольного образования. Помня о том, что мы имеем богатый опыт работы учреждений дошкольного воспитания, который, кстати, всегда вызывал интерес и у зарубежных коллег, мы должны использовать лучшие традиции, накопившиеся здесь, и в то же время больше внимания уделять психическому и физическому здоровью ребенка, развивать в нем способности, формировать нравственные и духовные ценности у растущего человека.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте