Владимир ФИЛИППОВ, министр образования
– Вопрос этот крайне важный и актуальный. И приурочен он, вероятно, не только к дате – Международному дню инвалидов, который мы отметили в начале декабря. Эта столь острая и болезненная для нашего общества проблема должна решаться более конструктивно и динамично.
В России 10 миллионов инвалидов, или, точнее и корректнее, людей с ограниченными возможностями. Долгие годы они были практически изолированы от нормальной жизни, общество отторгало их, не хотело брать на себя ответственность за судьбу, профессиональный рост инвалидов, мало заботилось о досуге, быте, духовно-нравственном развитии этой части наших сограждан.
Федеральный закон “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, принятый в 1995 году, в определенной мере переломил ситуацию в этом вопросе. И главное в нем то, что наиболее эффективным механизмом повышения социального статуса и защищенности инвалидов названо получение ими полноценного профессионального образования.
Действительно, сегодня назрела необходимость совершенствования профессионального образования инвалидов и обеспечения им возможностей для полнокровного участия в жизни общества, тем более когда инвалид сам стремится освободиться от необходимости получать различные социальные пособия и хочет жить на заработанные им самим средства. Но, к сожалению, доступность лицам, имеющим специальные образовательные потребности, к качественному профессиональному образованию как важному условию их социальной адаптации и реабилитации, остается необеспеченной.
Чтобы решить столь сложную, многоаспектную проблему, необходимо прежде всего повысить роль профессионального образования как важного условия социальной адаптации инвалидов, развивать и совершенствовать специальные (коррекционные) учреждения начального профобразования, внедрять образовательно-реабилитационные технологии и т.д. Эти идеи заложены в проект концепции, которую в самом деле Министерство образования разработало в этом году.
Следующий наш шаг – разработка специальной программы, определяющей цели, задачи, перечень конкретных мероприятий.
И наконец. Обозначенная тема требует особого к ней отношения со стороны государства, общества, СМИ, да и каждого конкретного человека. Она затрагивает и такие нравственные вопросы, как милосердие, доброта, соучастие в чужой беде, великодушие… Спасибо “УГ” за то, что вы постоянно обращаетесь к этим проблемам, рассказываете о школах, учебных заведениях, где людей с ограниченными возможностями окружают доброта, внимание, где они обретают уверенность, входят в мир с радостью и с желанием жить и творить.
Комментарии