search
main
0

Говорят, что многообразие учебников и учебной литературы крайне мало отражено в системе подготовки учителей в наших педагогических учебных заведениях.

Владимир ФИЛИППОВ, министр образования

К сожалению, это действительно так. В библиотеках многих педагогических вузов, в которых довелось побывать мне и моим замам, учебников для средних школ крайне мало. Зачастую их просто нет или представлены они работами профессоров, доцентов данного вуза или университета. Кроме того, даже там, где есть определенный набор современной учебно-методической литературы, он, как правило, недостаточно используется при подготовке будущих учителей. “Кто виноват? И что делать?”
Чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо: во-первых, перестать запутывать наших учителей, учеников и родителей этим “многообразием”, предлагая им по каждому предмету от 8 до 10 учебников, имеющих министерский гриф “допущено” или “рекомендовано”. Неограниченная свобода и бесконтрольность сыграли здесь не самую лучшую роль. Второе. Упорядочив систему отбора и издания учебной литературы, следует потребовать от педагогических вузов ее обязательного наличия не только в библиотеках, но и более детального изучения студентами всех существующих и принятых Федеральным экспертным советом Министерства образования учебников.
Поэтому сегодня вопрос этот относится не столько к педагогическим вузам, сколько к нашей отрасли в целом. В последние годы мы несколько разорвали общее среднее образование и подготовку учителей. Надо признать: в какой-то мере этому способствовало и само министерство, организационно разделив между разными заместителями министра содержание образования и педвузы. Сейчас за все эти направления отвечает первый заместитель министра – Болотов Виктор Александрович. Ему предстоит обеспечить преемственность школы и педобразования, чтобы преодолеть ситуацию, при которой сегодняшние педагогические учебные заведения часто готовят учителя для школы вчерашнего дня. Это уже проблема педагогических вузов, которые в самом деле не всегда взаимодействуют с образовательной практикой и инновационными процессами в образовании, не в полной мере следят за происходящими переменами в содержании среднего образования, в том числе не имеют достаточной информации о новых учебниках и пособиях. Конечно, в этом вопросе есть и экономическая подоплека. Далеко не все педагогические учебные заведения могут приобретать всю имеющуюся литературу в нужных количествах, поэтому часто учебники нового поколения оказываются за ее пределами. Что и говорить, и в главных библиотеках страны – в “Ленинке” и в “Ушинке” учебники, которые появляются на нашем образовательном рынке, как известно, также в полном объеме там не представлены.
Чтобы изменить ситуацию в этом вопросе, следует помнить, что выпускник современного педагогического института (университета) должен не только широко мыслить, прекрасно знать свой предмет, быть психологически и профессионально подготовленным к работе с детьми, но ему также необходимо хорошо овладеть методикой преподавания выбранной им дисциплины. Знакомство с разными подходами, которые отражены в разных учебниках, и умение делать правильный выбор – непременные составляющие подготовки будущего учителя. Придя после студенческой скамьи в класс и взяв в руки учебник, он должен уметь работать с ним. Прямо скажем, это уже забота и ответственность вуза, его преподавателей, профессоров, которые должны прививать студентам интерес и вкус к хорошим учебникам, развивать навыки работы с ними. В этом случае многообразие учебной литературы не помешает. Наоборот, оно расширит диапазон профессионального мастерства учителя, повысит его эрудицию.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте