search
main
0

Говорят, что многие российские ректоры, в том числе Виктор Антонович Садовничий и Игорь Борисович Федоров, выступают против введения единого государственного экзамена…

Владимир ФИЛИППОВ, министр образования

– Подобные слухи появляются благодаря прессе: журналисты на свой лад интерпретируют мнение руководителей вузов. На самом деле сейчас у нас сложилось конструктивное взаимопонимание c Российским союзом ректоров по отношению к плану действий правительства и намеченным в нем мероприятиям.
Недавно мы с Виктором Антоновичем Садовничим присутствовали на встрече с руководителями советов ректоров всех субъектов Федерации Приволжского федерального округа. И Виктор Антонович, и все выступавшие ректоры признали, что необходимость преобразований в системе высшего образования назрела однозначно. Было подчеркнуто, что проблемы есть. Во-первых, это равенство доступа к высшему образованию. Во-вторых, это качество высшего образования. Особенно остро эта проблема стоит в многочисленных филиалах вузов и в негосударственной системе высшего образования. И в-третьих, мы не можем оставлять прежней экономику и финансирование системы образования. Она стала архаичной и не соответствует реалиям сегодняшнего дня.
С одной стороны, не имея нормативов, мы не можем сказать государству, сколько же оно нам должно. А с другой – вводим совершенно несправедливое платное образование. Плата за обучение назначается вузами, причем ее размер совершенно не связан ни с успеваемостью ребенка в школе, ни с результатами вступительных экзаменов, ни с материальным положением семьи. Плати две тысячи долларов в год – и ты студент.
Такой подход ущемляет права человека и в то же время ограничивает приток денег в вузы. Мы отсеиваем тех, кто мог бы, например, недобрав одного балла, платить не 2000 долларов, а 1500 или 500. Даже 100 долларов- в масштабах страны это были бы значительные деньги.
На съезде ректоров мы договорились, что по самым непростым и серьезным вопросам для российского образования принимаем линию на эксперимент. В частности, это касается единого государственного экзамена. Абсолютное большинство государств мира перешло на аналоги ЕГЭ в той или иной модификации, и тем не менее нам нужно выбрать свою форму, которая будет объективно признана учебными заведениями.
Многие ректоры сомневаются в объективности результатов тестирования. Виктор Антонович Садовничий рассказал об итогах своей поездки в Китай: там система проведения ЕГЭ настолько строга, что исключает любые подтасовки. Все ректоры там абсолютно уверены в объективности процесса.
Конечно, не нужен общий “одобрямс”, как это было в советские времена. Но нельзя вдаваться и в другую крайность – отвергать с порога любое предложение. И тем более нельзя критиковать документы, которые ты еще не прочитал. Я официально заявляю, что ни министр образования Владимир Филиппов, ни Виктор Антонович Садовничий по состоянию вплоть до 20 июня 2001 года не держали в руках ни одного варианта Положения по ГИФО. Тем не менее все его уже критикуют.
Союз ректоров, как и профсоюзы, указывает нам на возможные последствия принятия тех или иных решений. И этот подход можно воспринимать как государственный: главное – не ухудшить введенными мерами систему образования.
Но с тем, что изменения необходимы, согласны все. В частности, нужны новые подходы по трем позициям – доступность образования, качество, экономика и финансирование отрасли.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте