Владимир ФИЛИППОВ, министр образования
Противоречие в этом вопросе, на мой взгляд, несколько надуманное, хотя и нуждается в разъяснении. Вспомните: гордясь успехами школы, директора, как правило, называют процент выпускников, поступивших в вузы. Это нетрудно измерить. Но редко вы услышите о том, сколько “сформировано личностей╩, поскольку это относится к так называемому отдаленному результату и ближе уже к философии. Одно другому не мешает, не исключает. Личностью можно назвать человека, стремящегося к знаниям, к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию. Но, конечно же, подготовка детей в вузы не является основной целью школы. С другой стороны, именно она закладывает фундамент знаний и умений, создает определенный базис образования и формирует те качества и способности, которые в первую очередь делают человека разумным (homo sapiens). Все это создает предпосылки для продолжения образования, получения в будущем профессии, позволяет стать молодому человеку полноценным гражданином, инициативным, самостоятельным, толерантным.
Мировой опыт показывает, что полное среднее образование не является обязательным для всех. Примерно 50% детей в большинстве стран заканчивают 9- и 10-летнюю школу, поскольку нигде нет обязательного 12- и 13-летнего образования. После этого они идут в средние специальные учебные заведения или начинают трудовую деятельность. Для тех, кто выбрал иной путь, школа действительно становится (точнее, должна стать) надежным стартом для поступления в вузы. Здесь главное – качество обучения, профильность, углубленное изучение предметов, необходимых каждому конкретному старшекласснику, что поможет без репетиторства, дополнительных платных курсов выпускнику стать студентом. Свою вескую роль должна сыграть новая система оценивания знаний – единый государственный экзамен.
Кроме того, мы должны помнить, что высшее образование – показатель цивилизованности общества. Оно связано с сохранением интеллектуального потенциала государства, поэтому доля специалистов, имеющих высшее образование, при условии его высокого качества – это достояние общества, которое нужно беречь и приумножать.
Сегодня, как никогда раньше, в определении приоритетов целей и задач общего среднего образования следует больший акцент сделать на воспитании у наших школьников способности ориентироваться в современном мире, поставить задачу формирования гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры. Мы намерены усилить роль дисциплин, которые обеспечивают успешную социализацию школьников, ориентируют их на здоровый образ жизни. Как видите, это две стороны одной медали – процесса обучения и воспитания, а значит, образования в целом. И первостепенная задача – достижение нового, современного его качества, доступности и эффективности.
Комментарии