Владимир ФИЛИППОВ, министр образования
– Ровно двести лет назад, восьмого сентября, было учреждено ведомство, призванное осуществлять управление училищами, учебными округами, народными школами, гимназиями, Академией наук, университетами и т.д. И называлось оно Министерство народного просвещения, воспитания юношества и распространения наук. Дата, согласитесь, знаменательная, исторически важная, требующая к себе особого внимания и почитания.
Двенадцатого сентября в Колонном зале Дома союзов состоится торжественное расширенное заседание коллегии МО с участием делегаций всех субъектов РФ, которые будут представлять различные уровни российского образования, как общего, так и дополнительного, а также профессионального. Двести лет назад было образовано шесть министерств, с которых и началась история Российского правительства и откуда берет начало система министерств и ведомств. Чтобы глубоко изучить вехи истории нашего министерства, мы провели большую работу по анализу этапов его развития и того, что было основным видом деятельности наших ведомств (названия министерств, как известно, менялись на протяжении этих двухсот лет). Сейчас мы выпускаем четырехтомное аналитическое издание о деятельности министерств за этот период, уделяя особое внимание тем людям, которые руководили ими, вплоть до личностных качеств, несомненно повлиявших на ход проводимых реформ.
Один из очевидных выводов – абсолютное большинство проблем образования не изменили своего характера, оставаясь на протяжении двухсот лет почти вечными. Среди них возрастающая нагрузка на детей, появление новых школьных предметов, недостаточная физическая активность, слабая воспитательная работа в школах, как ни парадоксально, слабое знание русского языка и литературы, неудовлетворительное изложение новейшей истории. Все эти проблемы находили место и сто, и двести лет назад. Как и дискуссии по поводу методов обучения детей, единого государственного экзамена. Кстати, сто лет назад министр образования того времени граф Толстой поставил задачу проведения таких экзаменов, которые по сути близки идее ЕГЭ. По его словам, они должны были стать “мерилом контроля качества знаний по итогам обучения в гимназиях и доступом для поступления в высшие учебные заведения”. Все это важно знать, ибо можно много полезного почерпнуть из нашего исторического прошлого. Поэтому, празднуя юбилей, мы пытаемся пристальнее всмотреться в прошлое, сделать выводы, наметить перспективы, чтобы двигаться вперед к будущему с большей уверенностью и оптимизмом.
P.S.
Владимир Михайлович Филиппов – доктор физико-математических наук. Профессор, член-корреспондент РАО. С июня 1993-го по сентябрь 1998 года – ректор Российского университета дружбы народов. Автор более 110 научных работ и монографий. В 1998 году Указом президента Владимир Филиппов назначен министром общего и профессионального образования РФ в правительстве Евгения Примакова, а в 2000-м – министром образования в правительстве Михаила Касьянова. Владеет французским и английским языками.
Комментарии