Владимир ФИЛИППОВ, министр образования
Такое впечатление, вероятно, сложилось потому, что в последнее десятилетие финансовая ситуация в вузах по сравнению с ПТУ, ссузами оказалась более благоприятной. Понятно почему. За счет дополнительных источников финансирования (большая доля платного обучения). Кроме того, несмотря на востребованность и устойчивость учреждений системы начального и среднего профессионального образования, здесь накопилось действительно немало проблем. В их числе: крайне низкая зарплата педагогов, особенно мастеров производственного обучения, а отсюда – старение и нехватка педкадров, несоответствие источников финансирования и рынка труда, отсутствие механизма привлечения средств работодателей, слабая, не отвечающая запросам времени учебно-методическая база, несформированность целостной системы нормативно-правового и методического обеспечения преемственности НПО и СПО и многие другие.
Кстати, средний возраст рабочих в различных отраслях промышленности составляет 53-57 лет. А продолжительность приобретения высокой квалификации выпускником технического училища после начала его работы – примерно 7 лет. Поэтому подготовка молодых, хорошо обученных рабочих в ближайшие 3-5 лет становится задачей номер один. Также надлежит существенно актуализировать содержание и повысить качество профессиональной подготовки на этих уровнях образования с ориентацией на рыночную экономику, международные стандарты. Необходимо интенсифицировать деятельность по укрупнению, интеграции профессий, решительно повернуть эти учреждения к потребностям местного, регионального рынка труда. Важнейший вопрос – увеличение финансирования НПО и СПО.
Как это сделать? Закрепить за базовыми предприятиями, как в прежние времена, нереально, поскольку все они стали акционерными обществами и не будут поддерживать государственные профучилища и профлицеи. Надо создать новый механизм привлечения денег в эту систему, для чего потребуется, вероятно, внести в законодательство норму отчисления от работодателей определенной суммы средств на подготовку рабочих кадров в данном регионе. Нам предстоит серьезное реформирование системы управления профессиональным образованием. Следует разделить эти учреждения на два уровня – федерального и регионального подчинения, предусмотрев возможность передачи части полномочий на муниципальный уровень.
Таким образом, мы находимся в преддверии больших перемен в этой сфере. Программа модернизации российского образования расставила все необходимые акценты в системе начального и среднего профессионального образования. Теперь важно реализовать намеченное.
Комментарии