Владимир ФИЛИППОВ, министр образования
– В этом вопросе заложены две тенденции отношения к модернизации российского образования. Первая (“динамичные механизмы”) связана с желанием ускорить процесс ее реализации, побыстрее увидеть результаты намеченных планов. Некоторые считают, что пока еще не видно “плодов” объявленной модернизации, забывая о том, что сама концепция была утверждена Правительством РФ в конце декабря прошлого года, после чего были разработаны проекты планов по ее реализации. Хочу напомнить, что в марте-апреле мы обсуждали на семи зональных совещаниях план мероприятий, принятый на итоговой февральской коллегии, и по существу лишь в конце апреля мы уже имели достаточно продуманные стратегию и тактику реализации этой концепции. Поэтому требовать, чтобы уже сейчас повысилось качество образования и произошли серъезные перемены, например, в механизмах управления школой, в экономических, правовых вопросах или ожидать резкого улучшения состояния российской системы образования в целом за такой период, просто наивно и нереально.
С другой стороны, модернизация системы образования в самом деле начинает переходить от теоретического, концептуального этапа в сложный механизм практического ее выполнения. Один известный ученый как-то заметил: “В любом научном исследовании идея составляет 5%, остальные 95% связаны с ее практической реализацией”. Так и с модернизацией образования. Ее успех во многом зависит от того, насколько содержательным, технологичным и продуманным будет внедрение этой программы в жизнь. Во второй части вопроса (“продуманные механизмы”) звучит и другая мысль: “Не следует спешить с реформами в образовании, не нужно ломать сложившиеся в нем традиции, необходимо более тщательно организовывать эксперимент”. К этому мнению также следует прислушиваться, но вместе с тем, как и во всем разумном, находить золотую середину, если хотите, “торопиться, не спеша”. Это означает, что, выработав план действий, объединив усилия центра и регионов, правительства и общества, мы должны двигаться вперед, шаг за шагом выполняя намеченные реформы. Я считаю, что мы пошли верным путем, когда, разрабатывая план мероприятий по реализации концепции, посоветовались с регионами, с различными организациями, такими, как Совет директоров ссузов, Российский союз ректоров, с некоторыми ассоциациями учителей. Теперь, когда выработан план мероприятий МО и утвержден межведомственный план по реализации концепции модернизации образования, а значит, не только Министерство образования, но и другие ведомства задействованы в этом большом деле, у нас есть все шансы работать вместе конструктивно и целенаправленно. Более того, мы инициировали создание такого механизма, который бы стимулировал и в какой-то степени контролировал нас самих. В частности, при Правительстве РФ будет создана межведомственная комиссия по вопросам образования. Ее согласился возглавить председатель Правительства РФ Михаил Михайлович Касьянов. В нее войдут около 50 представителей из разных министерств и ведомств, общественных организаций. Эта комиссия, собираясь ежеквартально, будет заслушивать отдельные направления реализации концепции модернизации образования.
Комментарии