… газета “Сегодня” написала, что в правительственном Центре стратегических разработок подготовлена одна из самых амбициозных в мире программ развития национального образования.
– “Амбициозная” – сильно сказано, я думаю, это мнение одной газеты. Сегодня публикуется огромное количество версий программы Центра, причем часто ее старые варианты. Но поскольку окончательного утверждения документ не прошел, то и говорить о его конкретном содержании пока рановато. Скорее всего представление программы произойдет в конце июня.
В общих чертах же могу сказать, что в документе поставлены три цели – повышение доступности, качества и эффективности образования. Предложены два механизма, которые должны резко изменить ситуацию, – увеличение заработной платы всем без исключения категориям работников образования и повсеместное внедрение информационных технологий.
Все взаимосвязано. Скажем, без улучшения оплаты труда мы никогда не поборем блат и взятки, а значит, не добьемся доступности. Конечно, эта программа рассчитана на десятилетия, и не означает, что при ее одобрении с 2001 года мы повысим зарплату в два-три раза, но то, что в документе либерального Центра прописано черным по белому увеличивать зарплату именно работникам образования, – это уже многое значит!
Что касается информационных технологий, то с их помощью мы сможем добиться открытости образования, интеграции его в мировую систему. Введение вместо выпускных экзаменов централизованного тестирования, а затем в течение трех-четырех лет плавный переход к форме единого национального тестирования, которое заменит и выпускные, и вступительные экзамены в вузы, позволит нам одновременно приблизиться к реализации всех трех целей.
В программе предложено существенное увеличение инвестиций в сферу образования. При нехватке средств предусмотрено даже взять 200 миллионов долларов у Мирового банка на цели информатизации профессионального образования. Согласитесь, формулировка для Центра, от которого ждут, наоборот, сокращений расходов, неожиданная.
Положения программы Центра стратегических исследований посвящены и развитию рынка образовательных услуг, с помощью которых учебные заведения смогут обеспечивать свое безбедное существование. Сейчас, например, обучающиеся в вузах делятся на две категории – “бюджетники” и “платники”. Но есть семьи, которые ничего не могут платить за обучение, а есть те, которые способны оплачивать 30 процентов или две трети. Государство обязано учитывать “родительские” деньги, которые уже сейчас находятся в обороте образовательного рынка, но в теневой его части. Поэтому подход должен быть дифференцированный: можешь платить – плати, сколько сможешь, не можешь – получи дотацию.
Документ Центра – это источник стратегических идей, которые в процессе реализации, естественно, будут корректироваться. В ряде регионов пройдут эксперименты, через 3-4 года в идеале состоится внедрение отдельных элементов программы.
Комментарии