search
main
0

Говорят, что…

в одном из проектов стратегии развития российского общества до 2010 года предлагалось вообще отказаться от стипендии для студентов?

– У стипендии сегодня две функции. Во-первых, она носит характер поощрения за хорошую учебу, во-вторых, у нее социальные задачи материальной поддержки. Когда мы предлагаем ректорам вузов усилить именно социальную функцию, в абсолютном большинстве не находим понимания, практически везде начисление идет по принципу успеваемости. В результате это приводит к несправедливости. Ряд студентов, которые получают стипендию, – из обеспеченных семей, у них хорошая база для отличной учебы – репетиторство, подготовительные курсы. Они живут в домашних условиях, как правило, не подрабатывая вечерами и ночами. Что же касается других студентов, особенно иногородних, им приходится добывать средства на пропитание, что часто сказывается на обучении. Получив в сессию две тройки, они теряют стипендию и снова вынуждены искать приработок. Выходит замкнутый круг.

На сегодняшний день положение о стипендии утверждается уставами вузов, ректорам очень трудно провести линию на социально ориентированную поддержку студентов, как бы мы их ни агитировали. Просто вузы не могут иметь точных данных о материальном положении учащегося, да это и не их дело – собирать какие-то документы, оценивать. На самом деле это сфера ответственности органов социального обеспечения.

Поэтому в соответствии с разработанной правительством стратегией развития стипендии будут двух видов. Академические – за выдающиеся успехи в учебе, хорошую успеваемость и социальные, которые будут выдаваться по месту жительства с учетом доходов семьи. Социальная стипендия должна покрывать расходы учащегося на проживание в общежитии и обеспечить прожиточный минимум.

Дополнительных средств на новую систему не понадобится, потому что мы более рационально распределим уже существующие. Стипендиальный фонд сегодня распылен на студенческую массу, между тем уравниловки быть не должно.

Что касается вашего вопроса, то да, в одном из вариантов программы предлагалось заменить понятие “академическая стипендия” на “грант”, как принято на Западе. Но потом побоялись, что пойдет молва, будто мы вообще ликвидировали стипендию, поэтому решили не мудрить с терминологией.

Вместе с тем и без этой структурной инновации у нас в российском обществе еще есть резервы социальной поддержки студентов, конечно, в первую очередь путем развития действующей системы стипендиального обеспечения – повышения размеров стипендии, большей ее социальной ориентированности. Но в российском обществе еще крайне слабо развиты (по сравнению с западными демократиями) традиции предоставления грантов через различные частные, профессиональные фонды поддержки как социально нуждающихся, так и особо способных, талантливых студентов. Да и сами частные вузы в большей степени могли бы за счет собственных доходов предоставлять некоторым своим студентам (хорошо успевающим, из малообеспеченных семей) возможность бесплатного обучения – тогда и отношение в обществе к негосударственным вузам становилось бы более терпимым.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте