search
main
0

Говорят, что…

Министерство образования вынуждено было заняться разработкой национальной доктрины развития образования под давлением Госдумы, Совета Федерации, политических партий…

Владимир ФИЛИППОВ,

министр общего и профессионального образования

Это не так. Никакого давления в этом и других вопросах мы не испытывали и испытывать, надеюсь, не будем. Другое дело, что настала пора преодолеть конфронтацию, которая сложилась в течение ряда лет между различными ветвями власти, в том числе и в области образовательной политики. Ибо в итоге это негативно отражается на нашей школе, учителях, учениках. Для всех очевидно, что нужны согласованные, скоординированные действия, которые помогут российскому образованию пережить, быть может, не самые легкие этапы ее истории.

Сегодня в стране нет документа, определяющего стратегию развития образования. Федеральная программа – составляющая Закона , подготовленная и принятая правительством еще в 1994 году, Думой не утверждена. Концепция реформирования образования, над которой в течение 7 месяцев работала специальная правительственная комиссия, на парламентских слушаниях в МГУ в январе этого года поддержки не получила. Пакет документов, конкретные проекты постановлений правительства, которые обсуждались на съезде Союза ректоров, были отвергнуты педагогическим сообществом. Так что сама жизнь выдвинула задачу разработать некий документ, который бы определил стратегию развития образования в России. Решение о создании комиссии по разработке доктрины образования было принято 20 мая на заседании Совета Федерации. Инициатива, по сути, пошла не от Российской академии образования, не от Министерства образования, а от губернаторов. Согласитесь, это нонсенс, но, с другой стороны, – примета времени, ее новые веяния, ибо регионы сегодня хотят иметь общую образовательную платформу, единые цели и подходы, которые укрепят нашу школу и помогут обществу продвинуться вперед к идеалам мира, свободы, демократии и социальной справедливости. Да и сама идея национальной доктрины родилась не сегодня. Она зрела в недрах общества давно, и кто-то должен был взять на себя эту ношу. Причем не медля. Нужно начать именно сегодня, чтобы преодолеть противоречия между долгосрочными и краткосрочными задачами, между глобальными и локальными проблемами, между тем, что необходимо решить в первоочередном порядке, и тем, что определяет перспективу общества в целом. Если хотите, доктрина развития российского образования нужна, чтобы видеть пути и организовывать совместное строительство будущего России.

Мы хотели бы сделать этот документ по типу известных всемирных документов, какие есть в ООН, ЮНЕСКО, которые объединяют разные точки зрения и консолидируют разные политические партии. Хочу подчеркнуть: национальная доктрина образования должна быть внепартийным, надпартийным, надидеологическим документом. Более того, она должна объединять все слои общества. Для 37 миллионов школьников, студентов, учителей, ежедневно утром входящих в учебные заведения, необходимо сформулировать более ясные цели и ориентиры в области образования. Чтобы решить эту задачу, были созданы две комиссии по 27 человек в каждой. Первая – для разработки собственно национальной доктрины развития образования, вторая комиссия занимается федеральной программой. Одной без другой быть не может, поэтому с самого начала работа этих двух комиссий строится на общих принципах и подходах.

Что мы хотим получить в итоге? Прежде всего документ, который провозгласит цели общества в области образования, определит роль государства, обозначит основные приоритеты и ценности. Структуру и статус документа предложит комиссия. Быть может, этот документ, как и (принятая в 1998 году), будет также утверждена президентом. Важно не растягивать сроки подготовки этих документов, поскольку они имеют не только теоретические, но и прагматические цели. К 1 июля 1999 года нам необходимо войти в бюджет с Федеральной программой развития образования. Но без доктрины не может быть федеральной программы. Именно поэтому мы планируем завершить работу над ней во втором квартале 1999 года.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте