…федеральный комплект учебников слишком большой, что он не помогает учителю, а, скорее, запутывает его.
Владимир ФИЛИППОВ,
министр общего и профессионального образования
Прежде всего хочу напомнить, что появление такого комплекта – результат нормального перехода от жестко регламентированного, описанного для всей страны учебного процесса к вариативности. Переход был вызван новыми демократическими процессами в обществе, развитием федерализма, когда уже нельзя было во всех школах от Калининграда до Камчатки в один час изучать одну и ту же тему. У нас и часовых-то поясов несколько.
Вариативность вводили естественным (особенно это подчеркиваю) путем, но сегодня пришел этап ее осмысления, упорядочения. Об этом говорят многочисленные просьбы учителей, методистов. Получается парадокс: склады издательств учебниками заполнены до отказа, а их в школах не хватает. Значит, это не только содержательная, но и экономическая проблема: как издавать, чтобы учебные книги были востребованы и не пылились, как обеспечить их доставку в каждое образовательное учреждение.
Если же говорить об объеме федерального комплекта и вообще об отношении к нему, то министерство сейчас находится на стадии переработки своих подходов к формированию списка. Сегодня комплект включает в себя примерно 980 учебников. Самый простой вариант – рекомендовать, скажем, 35-40 книг, а остальные – нет. Но это противоречило бы сложившейся реальности, стало нарушением уже устоявшихся, так сказать, “правил игры”. Возникли бы проблемы с издательствами, авторами, наконец, педагогическими коллективами, использующими те или иные учебники. Мы на это не пошли. Но работа по упорядочению вовсе не откладывается на неопределенный срок.
Первый шаг, который был сделан уже в этом году, состоял в том, что мы разделили список на две части. К первой отнесены те книги, которые востребованы практикой, много издавались и поступали в школы. Их министерство рекомендовало использовать. Вторая часть включает в себя учебники, которые допущены в школы, но их использование – на усмотрение субъектов Российской Федерации. Считаю, что нынешним комплектом мы постарались облегчить выбор.
Следующий шаг – пересматриваем положение о порядке предоставления учебникам грифов. Сейчас их могут дать и министерство в целом, и отдельные его управления и департаменты. Есть грифы для начального профессионального образования, для средней школы, для высшей. В общем, форменный беспорядок! Разве это нормальное явление, когда гриф учебнику на всю страну дает Департамент общего среднего образования, а руководство министерства об этом не знает? Министр проводит заседание коллегии, где присваиваются звания доцента, а вот учебник выпускают на всю школу и не посвящают ему никакого обсуждения на коллегии!
Но мало упорядочить выдачу грифа, необходимо, чтобы он гарантировал апробированность учебника практикой, как это, кстати, было раньше. Я сам пришел из науки, ученик академиков, известнейших на весь мир. Прекрасно знаю: если ученый-математик написал хороший учебник – это не означает, что его надо автоматически тиражировать для всех 30 миллионов школьников. Два-три года пробного внедрения в разных регионах, сбор мнений, предложений, возможно, некоторая доработка, и только после этого, когда практика скажет нам, хороший учебник или нет, возможно его массовое тиражирование.
Думаю, что теперь всеми этими вопросами займется Федеральный экспертный совет по учебникам, который мы создаем с Российской академией образования и который, видимо, с ее президентом Николаем Дмитриевичем Никандровым вместе возглавим. В этот орган войдут представители РАО, Минобразования, ученые, практики, издатели и так далее. Такая своеобразная коллегия, которая бы выработала и демократические (“прозрачные”), и гарантирующие качество правила экспертизы, принимала бы решение, допускать в школу учебник или нет. Конечно, много зависит от людей, от правильно выстроенной структуры Федерального экспертного совета, над которой мы сейчас работаем.
Комментарии