Владимир ФИЛИППОВ,
министр общего и профессионального образования
Это не так. Никаких обсуждений на тему какой-либо централизации мы не проводили. Другое дело, в обществе развернулась дискуссия о практически полностью разрушенной вертикали управления в масштабах государства, так сказать, по политической линии. Ситуация, когда спрашивают премьера, почему он не наказывает какого-то губернатора, а тот отвечает, что ничего не может сделать в отношении всенародно избранного руководителя, согласитесь, странная. Должен же какой-то управленческий механизм работать и в этой области! Ведь и губернаторы часто обращаются к правительству с просьбой найти управу на того или иного муниципального руководителя, тоже всенародно избранного. В результате мы не можем добиться от чиновников разных рангов, куда ушли деньги и почему они не отданы, например, учителям.
По поводу образовательной вертикали могу сказать следующее. Хотя в Законе “Об образовании” целый ряд вопросов отнесен к совместному ведению субъектов Федерации и центра, это во многих случаях не реализуется. Например, то, о чем вы спрашиваете, – назначение руководителей органов управления образованием. Совсем недавно получаю телеграмму из одной кавказской республики, где уважаемый президент сообщает мне, что такого-то он снял с должности, вот такого-то назначил: будьте добры любить его и жаловать. Так с кадрами работать невозможно. Сейчас мы разрабатываем проект примерного соглашения между Министерством образования России и администрацией субъекта Федерации, в котором конкретизируем вопросы совместного ведения. Может быть, стоит, например, отдать регионам какие-то вопросы по лицензированию, ведь они ближе к школам, техникумам. Вопросы по назначению-освобождению руководителей органов управления образованием мы договариваемся согласовывать, при этом идем администрациям навстречу по согласованию и кандидатур руководителей образовательных учреждений федерального подчинения.
Практически все руководители региональных управлений образования за то, чтобы вопросы их освобождения от должности согласовывались с министерством, чтобы это происходило по причинам сущностным. Но сейчас возвращение к жесткой вертикали, существовавшей в СССР, конечно, невозможно. В наши дни, если после выборов к власти приходит другая команда, смена управленцев вполне естественна – они отвечают за ту программу действий, с которой победили.
Честно говоря, сегодня меня больше волнует то, чтобы сохранялась вертикаль нормативного обеспечения, чтобы каждый субъект Федерации не принимал положений, противоречащих Конституции и федеральному законодательству. Здесь возникает очень много вопросов и в нашей сфере. Тем более многие области и республики утвердили или утверждают свои законы “об образовании”, “о поддержке образования”, “о высшем образовании” и даже “о начальном профессиональном образовании”. Сейчас мы как раз ведем работу по анализу законодательной деятельности в регионах. Собираемся не подвергать остракизму, а помочь им, разработав проекты примерного закона, на базе которого можно было бы сделать хороший региональный документ.
Надо понимать, что за полтора года выборов – парламентских, президентских – кардинальных законодательных изменений в политической, а как следствие и в образовательной вертикали ожидать не следует. Нам (центру и регионам) надо в рамках соглашений договориться самим.
Комментарии