…складывающаяся сегодня практика тестирования выпускников школ открывает новые лазейки для злоупотреблений в сфере платных образовательных услуг…
Владимир ФИЛИППОВ,
министр общего и профессионального образования
В любой сфере деятельности, если в нее попадают нечистые на руку люди или группа людей, злоупотребления, к сожалению, возможны. Но это относится к компетенции соответствующих органов. Что же касается централизованного тестирования, по существу только начинающего свой путь в российском образовании, то здесь задача как раз заключается в том, чтобы противостоять далеко не единичным фактам коррупции, “имеющим место быть” при поступлении выпускников школ в высшие учебные заведения. Именно благодаря такой форме, которая фиксирует результаты обучения школьников в средних учебных заведениях и является основанием для поступления в высшие, можно, на мой взгляд, исключить все субъективные и любые другие, не поддающиеся контролю моменты при оценивании знаний абитуриентов. В этом деле должны быть полная независимость, объективность, предельная достоверность и точность.
Существующий сегодня пока еще небогатый в нашей стране опыт проведения тестирования носит рекомендательный, инициативный характер.
В приказе, который я подписал в конце декабря прошлого года, мы перечислили вузы и организации, которые могут проводить в качестве дополнительной образовательной услуги на добровольной основе централизованное тестирование выпускников общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Хочу подчеркнуть, что мы находимся в стадии эксперимента, но интерес к нему, судя по всему, явно возрастает. Вначале 100, затем 180, 200 и, наконец, в 1998 году 360 тысяч выпускников школ прошли эту процедуру. Увеличивается и количество высших учебных заведений, которые засчитывают результаты тестирования при поступлении юношей и девушек в вузы. Доверие, таким образом, к централизованному тестированию растет.
Не так давно в рамках проекта Всемирного банка мы сделали заявку на создание в течение нескольких лет системы централизованного тестирования в России. Для этого нужно будет определить структурно-функциональные ее основы и в экспериментальном порядке апробировать все это в целом ряде субъектов Федерации. Другая важная задача – разработка содержания, уточнение методологических и методических подходов в тестовом деле. Серьезный вопрос – качество тестов, процедура и организация тестирования. Мы не должны утратить все ценное и полезное, что есть в традициях российского образования. Я имею в виду вступительные экзамены, на которых выявляются не только знания каких-то отдельных фактов, дат, но и умение решать те или иные задачи, проблемные ситуации, анализировать художественные тексты, исторические события и т.д. Тестирование в мировой практике, как известно, особенно в американском образовании, строится по принципу выбора или угадывания правильного ответа типа “Что делал дед с репкой: а) съел, б) смотрел, в) тянул, г) нес”. Поэтому не все можно переносить из зарубежной тестовой культуры в нашу, хотя лучшее, безусловно, использовать необходимо. Поскольку специалистов-тестологов в нашей стране не так уж много, работа предстоит большая. Централизованное тестирование для нас – дело новое и перспективное, и двигаться к нему нужно постепенно и основательно, без компанейщины и на солидной научной основе.
Комментарии