…министерство не имеет четкой концепции развития системы техникумов и колледжей, не знает, куда их “пристегнуть”, то ли к школе, то ли к вузу?
Владимир ФИЛИППОВ,
министр общего и профессионального образования
– В Законе “Об образовании” четко разделены уровни образования, и их нельзя смешивать. Поэтому никуда “пристегивать” техникумы и колледжи мы не собираемся. Это совершенно отдельное среднее профессиональное образование, вполне сопоставимое с высшим. В вузах учатся 3,6 миллиона человек, из них 20 процентов – на платном обучении, а здесь более 2 миллионов человек, и, конечно, абсолютное большинство бесплатно.
Жизнь заставляет нас не сокращать техникумы, а, наоборот, расширять и развивать среднее профессиональное образование. Действительно, оно дает более перспективные технологические знания. Мировой опыт показывает, что на производстве, помимо специалистов с высшим образованием, особо ценятся высококвалифицированные рабочие кадры. Здесь мы отстаем. Еще в советские годы смеялись, что образование плодит стодвадцатирублевых инженеров. В информационный век нужны не люди-роботы, способные выполнять только какую-то последовательность операций, а мастера с большой буквы, инициативные, с творческой жилкой. Вот поэтому знаний начального профобразования уже маловато. Мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда многие учреждения ПТО в обход Закона “Об образовании” вводят у себя программы техникумов, которые сегодня более востребованы. Мы, естественно, не будем карать их, но в ближайшие месяцы запланировали анализ этой ситуации, где и сколько училищ ввели такую практику. Конечно, это происходит в основном в маленьких городах, где ребятам далеко ехать в близлежащий техникум, где есть профтехучилище с хорошей материальной базой и с родственными среднему профобразованию специальностями. После анализа будем решать, выходить ли с соответствующими поправками в закон или, может быть, разрешать учреждениям ПТО реализовывать программы в какой-либо пропорции. Например, одну из десяти как программу среднего профобразования, а остальные – профтехучилища. Или по количеству студентов: по программе техникума должны учиться не более 20 процентов.
Вообще для российской системы среднего профессионального образования сейчас уникальное время. С одной стороны, она имеет богатую предысторию, опыт, с другой – должна приспосабливаться к рыночным реалиям, учиться быть востребованной. В том числе учиться надо и у зарубежных стран. Я недавно был в Прибалтике, там, например, в колледже обучают специальности мастера по обслуживанию коммунального хозяйства дома. Этот человек вместо нескольких сантехников и электриков берется по договору жильцами на обслуживание жилья. Он не только устанавливает и ремонтирует оборудование, но еще и деньги собирает, ведет учет. Такой мастер не только руками работает, но и головой – знает экономику, юриспруденцию. Нам грамотные специалисты никак не помешают. Особенно сейчас, когда речь идет о реформе жилищно-коммунального хозяйства.
Комментарии