…”окунув” в соответствии с Законом “Об образовании” директоров школ в хозяйственную самостоятельность, министерство не предусмотрело меры по их переподготовке, и теперь за финансовые и правовые нарушения, произошедшие вследствие неграмотности руководителей школ, их могут привлечь к ответственности по всей строгости закона.
Владимир ФИЛИППОВ,
министр образования
– Хозяйственная самостоятельность начинается не абстрактно, с введением закона. Самостоятельность можно получить лишь в том случае, если есть свой расчетный счет, бюджетный и, подчеркиваю, внебюджетный. Если деньги находятся в централизованной бухгалтерии и ты, директор, выпрашиваешь каждую копейку, чтобы купить ведро, причем часто на свои же деньги, заработанные образовательными услугами, то это не самостоятельность. Процесс открытия счетов для каждой школы, как нас обязывает сделать закон, непростой. Он в первую очередь происходит в городских учебных заведениях. Там директора выделяют финансирование своих учреждений из централизованных бухгалтерий вполне осознанно, а значит, знают, на что идут. А вот в маленьких малокомплектных сельских школах такой процесс сильно затруднен, да и нужен ли он вообще? Ведь в учебном заведении, где работают несколько человек, совершенно невыгодно иметь отдельно бухгалтера да еще и кассира.
Вообще вовлечение школ в хозяйственную самостоятельность можно только приветствовать. Это позволяет руководителю быть более гибким, повышает его ответственность. Но, с другой стороны, из-за многочисленных нарушений, неэффективного использования бюджетных средств государство пытается контролировать сейчас расходование каждой копейки, выделяемой в том числе и на систему образования. Даже вузы сегодня должны информировать Федеральное казначейство о предполагаемых тратах постатейно на месяц вперед. Это, конечно, вызывает возмущение ректоров, но что поделаешь! Мы находимся в противоречии – Закон “Об образовании” дает самостоятельность образовательным учреждениям, а реальная жизнь заставляет поддерживать столь строгий контроль казначейства. Как еще иначе добиться, чтобы все-таки зарплата доходила в регионах до учителей ?
Что же касается деятельности министерства по переподготовке управленцев, то этот вопрос частично решается в рамках созданного несколько лет назад Национального фонда подготовки кадров. Эта структура финансируется преимущественно через займ Всемирного банка. Кстати, в новом займе, который министерство согласовало с этой международной организацией, тоже предусмотрена подготовка управленцев. В пилотном режиме в отдельных регионах, а потом и для всей страны будут готовиться специалисты для центров и институтов повышения квалификации. Мы берем именно эту категорию работников образования, чтобы они потом смогли вести массовую переподготовку уже рядовых директоров школ, техникумов, ПТУ и т.д.
Но пока займ не получен, мы создали при министерстве совет по экономике образования, в рамках которого есть секция, где разрабатываются подходы к обучению руководителей образовательных учреждений России. Итогом деятельности этой секции должна стать подготовка “Автоматизированного рабочего места руководителя”. Отдельно для директора общеобразовательного учреждения, для начальника роно и для руководителя органа управления образованием субъекта Федерации. Эта программа включит в себя весь необходимый пакет документов – финансовых, юридических, нормативы. Нажав на кнопку в компьютере, руководитель сам или его помощники смогут получить всю необходимую управленческую информацию, которая постоянно будет обновляться.
Комментарии