…министерство будет по-новому работать с управленческими кадрами.
– Подготовка управленческих кадров – это проблема для всей страны. Когда формировались различные варианты стратегии в Центре Германа Грефа, то отдельные группы разработчиков в области экономики, промышленности, сельского хозяйства, внешней политики на одно из первых мест одновременно поставили задачу подготовки управленческих кадров. Это своеобразный социальный заказ нашей отрасли.
Впрочем, нужно начинать с самой системы образования. Речь идет не только о начальниках руно, но и в первую очередь о директорах школ. Российские руководители учебных заведений, конечно, обладают уникальным опытом выживания. В тех условиях, в которых они работают, хорошо обученный бакалавр иностранного университета просто бы не справился со своими обязанностями. Когда неизвестно, будет ли зарплата или нет, дадут ли свет или его веерным отключением погасят вместе с отоплением. Не знаю, можно ли хвалиться таким опытом в принципе, но он есть. Огромное же количество западных книг по менеджменту, по управлению образованием в красивых обложках с хорошим переводом тем не менее мало помогают работать. Поэтому нам надо обобщать собственный опыт, адаптировать зарубежный к российской действительности. Я недавно побывал в сельской школе фермерской направленности под Саранском. Обычная малокомплектная школа, но с интересными традициями, оригинальным учебным процессом. Есть собственная ферма и опытный участок. Компьютерные классы куплены на заработанные деньги. Так вот, директор этого учебного заведения был затем назначен руководителем сельхозуправления всего района! Создавая такую школу, он попутно стал специалистом и в сельском хозяйстве. Это руководитель нового типа, и таких у нас много в каждом районе, городе. Они делают свои школы лучше, чем рядом существующие, хотя подчас бюджет одинаковый. Поэтому мы должны проанализировать их опыт, разработать специальные программы и поддержать. Вот почему в продолжение конкурса ╚Учитель года╩, который открывает ярких звезд среди учителей, вместе с ╚Учительской газетой╩ и ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ мы объявили конкурс ╚Лидеры в образовании╩, призванный поощрять талантливых управленцев.
Вместе с тем и в субъектах Российской Федерации, на муниципальном уровне необходимо более активно организовывать учебу руководителей образовательных учреждений, распространение инновационных, новаторских подходов как в области новых образовательных (в том числе информационных) технологий, так и в области современного менеджмента – организации и управления учреждениями образования. Практически повсеместно есть такой интересный опыт – надо только поставить его изучение и распространение на систематическую основу. К сожалению, у нас, в отличие от западных стран, практически отсутствует в вузах подготовка профессионалов-менеджеров в области образования – директорами и руководителями образования все мы стали только благодаря собственному опыту, как говорят, методом проб и ошибок. Ощутив особо остро в качестве министра отсутствие квалифицированных специалистов – экономистов и юристов в области образования, я, в частности, еще в 1998 году организовал подготовку в Российском Университете дружбы народов магистров в области экономики образования и в области образовательного права. Надеюсь, что эти направления получат развитие и в других вузах, в различных регионах страны – здесь работа может вестись в тесном контакте вузов с практическими работниками органов управления образованием.
Комментарии