Владимир ФИЛИППОВ,
министр
образования
– Это точно. В новом документе нет прямых указаний на мероприятия, которые потребуют выделения дополнительных денег, а ведь именно из-за того, что не был продуман механизм финансового обеспечения Указ “номер 1” остался во многом декларацией или только политическим документом.
Сегодня рядом с бедствующей школой проносится множество финансовых потоков, то же репетиторство например. По оценкам наших экспертов, внебюджетные поступления вполне могут быть сопоставимы с бюджетными, если, конечно, нормально организовать оказание дополнительных образовательных и культурных услуг. Опыт такой в тех же вузах огромен! В средних же учебных заведениях сейчас просто собирают деньги с родителей “на охрану”, “на занавески”. Причем подчас бесконтрольно и без всяких гарантий рационального их использования. Как изменить ситуацию?
В Законе “Об образовании” еще в 92-м году был прописан пункт о попечительском совете. Несмотря на то, что во всем мире накоплен огромный положительный опыт деятельности таких учреждений, у нас в стране их создали меньше чем в 8 процентах школ. А ведь по закону именно попечительский совет призван обеспечивать общественный контроль за расходованием различных внебюджетных средств, поступающих в школу, а также заниматься их привлечением в бюджет школы.
Указ обязывает и министерство, и субъекты Федерации создать попечительский совет при каждом образовательном учреждении. Это решение еще раз напоминает нам о том, что в ближайшие годы государство не сможет в 100-процентном объеме финансировать нужды школы. Такое, судя по всему, возможно лишь при развитом социализме или развитом капитализме.
Правительству, а значит, и нашему министерству, поручено разработать положение о попечительском совете. Этот документ будет базироваться на многообразном опыте, который есть в регионах, школах. В Москве, например, уже давно установлено, что если предприятие вносит деньги на организацию спортивных, массовых и некоторых культурных мероприятий, то эти средства изымаются из части его налога на прибыль. Есть интересная информация о создании попечительских советов для целых районов – своеобразных фондов образования. Мы планируем провести в течение полугода не только анализ работы по организации таких советов в каждом субъекте Федерации, а также обобщить зарубежный опыт, но и организовать региональные совещания, чтобы выяснить, как лучше эту работу провести.
Понятно, что у маленькой сельской школы, где мало учеников, и городской, где родителей больше, разные возможности, а значит, и попечительский совет там будет более влиятельным. Но, наверное, не стоит замыкаться только на родителях. В состав попечительского совета должны войти и представители работодателей, и местных органов власти, выпускники школы, которые могли бы помогать искать средства. Кроме того, регионам надо привлекать спонсоров льготами (а это находится целиком в компетенции регионов).
Указ – на контроле администрации президента, мы обязаны организовать всю работу в течение учебного года. Сейчас, как говорится, мяч на поле школы: надо создавать советы, а потом уже смотреть, чтобы они работали эффективнее, создавать такие механизмы, при которых финансовые потоки не проносились мимо школы.
Комментарии