… с введением нормативного финансирования все проблемы образования будут решены.
– Многие в образовании предлагают решить проблемы именно таким способом – ввести нормативы либо законом, либо “заложить” в решение правительства. Но беда в том, что сегодняшние реалии противоречат благородным желаниям снять все вопросы одним махом. Дело в том, что при существующей автономии субъектов Федерации невозможно ввести и реализовать какие-то единые нормативы для каждой школы страны. Какой бы документ мы здесь ни придумали, его придется реализовывать местным властям, так как вся школа находится на бюджете муниципалитетов. В какой-то степени мы можем даже подставить регионы. Некоторые из них и сейчас-то зарплаты выплачивают с трудом, а с новыми параметрами финансирования вообще захлебнутся. Другие имеют достаточно средств на содержание школы, а мы пропишем такие “среднетемпературные” нормативы, границы которых они уже давно переросли. Кроме того, появились новые типы общеобразовательных учреждений, новые запросы родителей. Разнообразие опыта учебных заведений колоссальное. В единые типовые структуры загонять всех не имеет смысла.
В условиях, когда отсутствует адекватное нормативное финансирование, школы, конечно же, оказались брошенными. Поэтому министерство обязано помочь учреждениям образования защищать свои интересы перед финансистами при утверждении бюджетов школ. Пусть они опираются на нормативы, дающие разные возможности по предоставлению образовательных услуг.
Десятилетний опыт реформ научил нас, что прежде чем ввести любой новый способ финансирования, надо апробировать его в течение нескольких лет. Подвергать эксперименту огромную систему образования – значит развалить ее. Неприятие педагогической общественностью предложений по введению подушевого финансирования – тому пример.
Поэтому нам необходимо создать очень гибкое примерное положение, которое служило бы ориентиром при подготовке аналогичных документов как на уровне субъектов Федерации, так и на муниципальном. Ведь бывает, что в области есть задержки по заработной плате, а в областном центре – все благополучно, везде надо учитывать особенности ситуации.
После обсуждения проекта положения на совете руководителей управлений образования мы направим его в регионы (примерно в первом квартале). К апрелю надеемся получить замечания и предложения, а в начале второго квартала утвердим. Кроме того, экспериментальными площадками министерства по внедрению нормативного финансирования могут стать образовательные системы Самарской и Ярославской областей, Чувашии, соответствующие подготовительные работы сейчас ведутся.
Комментарии