search
main
0

Говорят, что…

…валеология будет изгнана из российской школы.

Проблема с валеологией действительно существует. За последнее время я получил массу писем от ее сторонников и противников. Первые просят сохранить специальность педагога-валеолога в педагогическом образовании, приводят положительный опыт в деятельности медико-психологических центров, многих учебных заведений, где существуют школы здоровья. Вторые требуют наложить своеобразное вето на слово “валеология”, а также запретить ее в сфере образования.

Сторонникам я обычно говорю, что, если все-таки есть такое количество протестов, значит, какая-то ошибка была допущена. Например, в том, что программа валеологии оказалась связана с программой полового воспитания детей одной международной организации. Как не удалось нам сразу перейти к развитому капитализму, так и в духовном плане скачок от общества с советским или, если хотите, постсоветским менталитетом к обществу, живущему по другим ценностям, невозможен. Поэтому половое воспитание по образу и подобию западных аналогов вызвало резкий вал критики. Тем более его авторы пользовались недопустимыми методами, причем скрывали их от родителей, учителей, общественности.

Противникам мой ответ обычно таков: “Валеология – наука о здоровье. Напишите письмо, чтобы я запретил науку о здоровье, не рекомендовал заниматься в школах здоровым образом жизни”. Они сразу же говорят, что здоровым образом жизни надо заниматься и наукой о здоровье – тоже. Получается, что при разном к себе отношении валеология ставит перед школой важные задачи.

В университете, где я долгие годы был ректором, работает Николай Александрович Агаджинян, действительный член Российской академии медицинских наук, известный ученый, автор многих книг по здоровому образу жизни. Он, кстати, отвечал за медицинскую подготовку к запуску в космос Юрия Гагарина. Не раз слышал от него мнение, что это нонсенс, когда в стране десятки институтов занимаются болезнями, но ни один (на тот момент) не ставит перед собой задачу пропагандировать здоровый образ жизни. С появлением валеологии эта своеобразная лакуна была закрыта. Конечно, и до нее сотни книг, пособий предлагали свои рекомендации по здоровому образу жизни, но комплексного подхода, рассчитанного на разные возрасты, разные профессии, не было.

Сейчас, когда школьники перегружены, ослаблены, учебный процесс должен быть серьезно пересмотрен с учетом необходимости воспитывать здоровый образ жизни у детей. Два часа физкультуры в неделю этой проблемы, конечно же, не решают. В идеале мы должны прийти к тому, чтобы ребенок хотя бы час в день посвящал своему здоровью. Это не только спорт, эффект для учащихся начальных классов может быть даже от элементарных прогулок на свежем воздухе.

Думаю, противникам и сторонникам валеологии в любом случае придется найти компромиссное решение. Министерство уже отказалось от поддержки программы полового воспитания, вызывавшей столько нареканий. Мы пока ушли и от того, чтобы в педвузах готовить педагогов-валеологов. Вызвано это тем, что за введением специальности обычно следует и появление дополнительного предмета в школе. Валеология перегрузит и без того “тяжелый” учебный план. Тем не менее специалисты-валеологи, которые бы работали с учителями, пропагандировали здоровый образ жизни, нужны. Поэтому мы попросили Минздрав, чтобы такая специальность появилась в медицинском образовании, черпать кадры можно будет оттуда. В ближайшее время планируется создание Совета по здоровому образу жизни, который поставит под контроль все программы и учебные пособия, по каждому факту нарушений в этой области мы будем направлять проверки в регионы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте