…на встрече в Токио министры образования стран “большой восьмерки” договорились о новых программах сотрудничества…
– Действительно, в начале апреля в Токио состоялась встреча министров образования восьми развитых стран мира, или так называемой группы G8. Скоро в Окинаве соберутся президенты стран “большой восьмерки”. Они обсудят в числе прочих вопросы образования, поэтому министры образования приехали в Токио, чтобы подготовить встречу на высшем уровне.
Каковы же самые актуальные, общие для всех стратегические проблемы образования? Первая – непрерывное образование, вторая – информационные технологии. Они взаимосвязаны между собой.
Наши родители говорили: “Вот получишь высшее образование – на всю жизнь будешь человеком”. Ситуация изменилась, сейчас один раз на всю жизнь выучиться невозможно. Так резко меняются технологии, так повышаются требования к специалистам, что учиться, повышать квалификацию придется через каждые десять лет, а тем, кто связан с наукоемким производством (в том числе преподавателям),- даже через пять лет.
В разных странах по-разному подходят к этим проблемам. В Японии хорошо развито так называемое внутрифирменное обучение, в США – повышение квалификации в университетских центрах. В России действует отдельная система повышения квалификации: для этой цели создано 1100 институтов, из них более двухсот – учительские. Но уже есть проект постановления Правительства России, которое стимулирует внутрифирменное образование. Разумно расширять повышение квалификации и на базе высших учебных заведений: с одной стороны, это улучшит их материальное состояние, в том числе зарплату преподавателей, с другой стороны – это гарантия качества.
В области информатизации мы все в мире пытаемся “подогнать” образование под существующие компьютерные мощности, но с появлением Интернета образование становится “открытым”: с помощью мировой сети можно изучать блоки или отдельные программы из разных университетов. Поэтому министерства образования стран “большой восьмерки” намерены скоординировать наши учебные программы, чтобы студентам ведущих университетов восьми стран мира можно было их “засчитывать”, где бы они ни учились. Модульное обучение будет развиваться, его надо поддерживать. На встрече президентов “большой восьмерки” будут подписаны документы по сотрудничеству в области информационных технологий и программам непрерывного образования.
В Токио я встречался также с недавно избранным генеральным директором ЮНЕСКО господином Мацуурой, мы обсудили целый ряд вопросов, договорились о взаимной поддержке и совместных проектах.
Комментарии