…продолжение налоговой реформы по-прежнему не сулит образованию новых возможностей.
– Налоговая реформа сегодня действительно в центре внимания правительства: недавно состоялось заседание, которое было посвящено рассмотрению поправок в первую часть Налогового кодекса. Сто страниц текста предполагаемых изменений – получается, что закон переписывается заново. Поэтому было принято решение не спешить: экономика нуждается в стабильности, очень важно доверие предпринимателей.
Среди многочисленных поправок, которые предлагаются, есть только одна, опасная для системы образования. Она формулирует новое определение экономической деятельности, а затем, через абзац, перечисляет, что к этой деятельности не относится. В этом списке не оказалось образования, что автоматически в правовом понимании приравнивает его к предпринимательству. Значит, любой школе или вузу грозит такое же налогообложение, как и у фирмы, торгующей обувью или продуктами. Данное положение противоречит Закону “Об образовании”: доходы от образовательной деятельности, если они реинвестируются в учебный процесс, никакими налогами не облагаются.
Я уже провел встречу с Валерием Михайловичем Зубовым, членом комиссии по налогам Государственной Думы, бывшим губернатором Красноярского края. Обсудили с ним сложившуюся ситуацию с этой поправкой, нашли взаимопонимание. Кроме того, были определены направления движения по вопросу с налоговыми льготами для системы образования.
Мы создали нормативную, организационную базу для попечительских советов, но без финансовой поддержки она эффективно работать не будет. Поэтому я прекрасно понимаю директоров, которые говорят, что, получая от родителей деньги на ремонт, какие-то мероприятия наличными, мы не теряем налогов. Если средства поступают на расчетный счет учебного заведения, то 20 процентов нужно отдать. В результате огромные деньги находятся в тени, неподконтрольны. Поэтому намного лучше поддержать систему, которая сможет привлечь внебюджетные средства. В первую очередь для общеобразовательной школы. К сожалению, государство не раз обжигалось на льготах. И когда ставишь вопрос о налоговом послаблении для фондов образования, финансисты сразу вспоминают криминальную ситуацию с фондами спорта, когда деньги шли не на поддержку спортсменов, а на сколачивание капиталов руководителями этих организаций.
На федеральном уровне разговор идет очень трудно. Тем более что школы находятся на местном бюджете. Поэтому педагогической общественности, на мой взгляд, надо работать с законодательными органами субъектов Федерации. В каждом регионе есть право вводить льготы на отчисления от прибыли в рамках местных налогов. Например, в Москве действует положение, когда прибыль, направляемая на развитие детских спортивных учреждений города, налогом не облагается. Так же можно поступить и с образовательными учреждениями. Пусть будут целевые налоговые проекты на год-два для решения конкретной проблемы. Скажем, в первый год для системы детских садов, во второй – на общеобразовательные школы.
Федеральное правительство тем не менее сделало первый шаг в сторону школы. Практически готово решение об освобождении образовательных учреждений от так называемого дорожного налога.
Комментарии