Несомненно, что внедрение компьютерных образовательных технологий и программ в учебный процесс исключительно перспективно. Однако пока до полной ясности, что и как надо делать, достаточно далеко. На прилавках магазинов можно видеть изобилие «учебных» дисков, но их содержание и, главное, дидактические способы преподнесения материала подчас оставляют желать много лучшего. К тому же реальность такова, что учителя-предметники, за редчайшим исключением, не владеют даже основами общей методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов. Многочисленные солидные монографии и толстенные диссертации, посвященные главным образом абстрактным рассуждениям о свойствах «информационного образовательного пространства» и прочих изощренных виртуальных «объектов», как правило, бесконечно далеки от потребностей живого образовательного процесса.
Проблемы информатизации практического образования, будем надеяться, постепенно станут решаться все успешнее. Свет в конце туннеля, может, кому-то даже и виден, но было бы заблуждением думать, что выход близко. А детей наших учить надо уже сейчас – и учить хорошо, мобилизуя все возможности для совершенствования обучения. Поэтому при реализации образовательной политики не следует зацикливаться исключительно на компьютерных технологиях, важно настойчиво искать и активно внедрять параллельные, альтернативные или паллиативные рецепты.
Вот одно предложение для обсуждения, которое представляется педагогически очень эффективным, практически вполне реалистичным, а по-житейски весьма комфортным для детей: развернуть в нашей стране достаточно широкий выпуск АУДИОУЧЕБНИКОВ и АУДИОПОСОБИЙ для школьников. Речь для начала идет даже не об озвучивании новых, специально создаваемых книг (что есть отдельная, серьезная и перспективная задача, но она требует длительной, кропотливой и дорогостоящей работы), а просто о качественных звуковых версиях существующих учебников и учебных пособий (что делается при желании и заинтересованности быстро и без особых затрат).
Конечно, аудиоучебник, скажем, по математике невозможен; тщательного обсуждения со специалистами требует реализация этой идеи в физике, химии, биологии. Но есть и такие школьные предметы, которые предоставляют широкие и разнообразные возможности для использования «голоса».
Представьте себе старшеклассника, который едет из «спального района» в неблизкую спецшколу или идет километры из села на занятия в райцентр и по дороге слушает на плейере заданный на дом параграф учебника истории в выразительном исполнении профессионала-чтеца. Да-да, именно параграф учебника! Уверен, что многие предпочтут его весьма распространенному сейчас бездумному прослушиванию диска с поп-музыкой. Здесь и экономия времени, и возможность лишний раз повторить и продумать материал, и обеспечение психологически важного сочетания зрительного (дома) и вербального (по дороге) обучения.
А учебник и хрестоматия по литературе – неужели они останутся вечно на «бумажном носителе», разве нельзя и тут использовать современные (достаточно компактные и дешевые) звукоснимающие устройства для приобщения к художественной выразительности давно забытого «театра у микрофона»? Уж не будем говорить об учебных материалах по пению…
Скептик немедленно возразит: в результате школьники вовсе отучатся читать книги! Не думаю. Прекратить издавать и использовать учебники «классического» вида не предлагается. Сейчас, кстати, все громче говорят о «компьютерных учебниках», начали выходить и школьные учебники с компьютерной поддержкой на прилагаемом диске. Но ведь не говорим же мы, что все это отваживает учащихся от чтения! Если что и отучает молодежь получать эстетическое наслаждение от чтения – так это широко распространившиеся в последнее время книжицы с краткой и постной «выжимкой» содержания изучаемых литературных произведений.
Так, быть может, послушав истинно художественное чтение, молодой человек сам захочет приобщиться к книге? Более того, живое общение с искусством слова будет чрезвычайно полезно нашим ученикам, которые в массе своей сегодня практически не слышат хорошей литературной речи, говорят на сленге, не умеют выразительно бегло читать, четко излагать свои мысли и правильно ставить ударение. Так что «послушать» учебник по истории, литературе, географии будет невредно не только в дороге, но и дома.
И конечно, излишне специально подчеркивать, как необходимы такие «говорящие учебники» ученикам с некоторыми ограниченными возможностями.
На пути реализации идеи «говорящего учебника» я вижу два препятствия. Первое – обеспечение школьников плейерами. В городах плейер давно уже перестал быть чем-то невиданным и недоступным. А если мы сумеем преодолеть «компьютерное лобби», то решим вопрос и со школьниками из глубинки: денег на «плейерные» нужды сельской школы требуется несопоставимо меньше, чем стоимость одного компьютера.
Второе препятствие – отсутствие самих «говорящих учебников». Их создание требует преодоления определенного психологического барьера, готовности пойти на коммерческий риск, поскольку такие учебники, видимо, не обеспечат немедленной прибыли или хотя бы окупаемости. Поэтому я обращаюсь к моим уважаемым коллегам, к руководителям издательств «Просвещение» А.М.Кондакову и «Дрофа» А.Ф.Киселеву с настоятельным предложением решить вопрос об организации выпуска аудиоучебников сперва хотя бы в качестве эксперимента.
На мой взгляд, аудиоучебники имеют как реальные перспективы в организации образовательного процесса в школе, так и существенные методические достоинства.
Николай РОЗОВ, чл.-корр. РАО, декан факультета глобальных процессов МГУ
Комментарии