Каждому воспитаннику необходимо предоставить возможность видеть и чувствовать, что его индивидуальность отражается в окружающем пространстве. И оформление группы должно быть говорящим для детей, учитывать их индивидуальность и динамику развития. Большая часть демонстрируемых материалов должна относиться к текущей деятельности детей в группе, должна быть сделана их руками или вместе с ними.
Часто во время утреннего сбора бывает так, что дети самостоятельно придумывают новое правило, например о поведении в группе, или обнаруживают какие-либо закономерности. Все это они легко могут отразить в рисунках, схемах или пиктограммах. Бывает, что таким образом рождается целый плакат, который ребята размещают в группе в том месте, где им удобно, они его выбирают сами.
Галерею творчества в наших дошкольных группах мы стараемся обустроить так, чтобы все демонстрируемые работы находились на уровне глаз детей, размещались не только в холлах коридоров, но и в самом групповом помещении. Ведь чем больше работ в оформлении группы, тем больше к ним интереса детей.
Работу автор подписывает, это способствует развитию у него уверенности в себе и чувства самоуважения. Помимо этого неотъемлемой частью личного пространства ребенка в наших группах является арт-кейс – именная папка-альбом с детскими рисунками, аппликациями. Все кейсы находятся в свободном доступе для детей. Это позволяет ребенку в любое время рассматривать свои работы, показывать их сверстникам, гордиться творческими достижениями.
Все это является важным инструментом развития рефлексии, дети могут наблюдать за своими работами, сделанными в течение года. Отметим, что сам кейс является не просто папкой, а настоящим арт-объектом, декорированным исключительно на вкус владельца. Так наш воспитанник выражает себя, обозначая свое маленькое, но личное пространство.
Каждому педагогу важно поддерживать эмоциональный комфорт в группе, следить за настроением детей в течение дня. При реализации принципа индивидуализации образовательной среды своеобразным маркером настроений воспитанников в группе может выступать «Калейдоскоп настроений». Вариации калейдоскопа безграничны, каждая группа приходит к своему решению его организации.
У одних это смайлы на индивидуальных шкафчиках, которые каждый малыш может перевернуть на свое усмотрение нужной стороной улыбающегося или грустного эмодзи, выражая таким образом свое настроение; у других – игровой макет солнышка с лучиками-прищепками. Педагог непременно обратит на это внимание, подчеркивая личную значимость каждого члена детского сообщества.
Почувствовать свою ценность, побыть главным, в роли взрослого детям старшего дошкольного возраста особенно позволяют деловые хлопоты. Именно так мы называем деятельность детей, связанную с различными поручениями, хозяйственно-бытовым трудом. Обозначить свою роль детям помогают всевозможные бейджи, карточки, значки, которые ребенок без труда может прикрепить на одежду.
На общем плакате (графике дежурств) дети отмечают свою активность маркером, таким образом соблюдая очередность и в то же время заявляя себе: «Сегодня я отвечаю за соблюдение правил в группе!» Важно, чтобы модели плаката или графика дежурств также разрабатывались детьми самостоятельно, обозначения были детям понятны и привычны.
А еще наши выставки превращаются в настоящие челленджи! Они посвящены значимым событиям, например прогулкам по Москве, каникулам, семье. Дошкольники с удовольствием приносят свои фотографии и размещают их на магнитных мольбертах, коврографах, стендах. Так все участники образовательных отношений имеют возможность стать еще ближе друг к другу, узнать о семейных традициях друг друга и увлечениях своих друзей.
Наши воспитанники учатся быть более внимательными к принятию своих и чужих идей, поскольку знают, что они услышаны и могут повлиять на жизнь и внешний вид группы. Оформление среды по принципам технологии «говорящие стены» делает видимыми и осязаемыми такие важные личные качества детей, как самостоятельность, инициативность, способность к диалогу.
Педагог обязательно должен создавать в группе условия для предоставления ребенку возможности выразить себя и реализовать свой замысел с помощью различных средств, продуктов собственного мышления и творчества. Только тогда среда будет говорить с детьми, материализовывать правила, побуждать к активности, поддерживать инициативу, обращаться к личности каждого ребенка.
Татьяна ТРЕЩИНСКАЯ, воспитатель школы №1222 имени Маршала Советского Союза И.Х.Баграмяна
Комментарии