С Ольгой ХОДЮК, председателем Комитета по образованию Марьяновского района, мы познакомились… в лесу. Кабинетная работа не ее стиль. Молодая, энергичная и легко смущающаяся от похвалы, она не вписывается в привычный образ чиновника.
Мы сидим на лавочке, установленной прямо на полянке. Лесов в марьяновском краю немного, но мы нашли. Точнее, нашли и берегут их ребята из Степнинской школы, которая стала хозяйкой областной конференции натуралистов прямо под открытым небом. В гостях у них 400 школьников, более 100 учителей и ученых со всех уголков Омской области. Форум в роще, на берегу, в степи дело хлопотное, но марьяновцы вызвались сами, втянув в научный праздник весь район: старшеклассники помогали гостям освоиться на новом месте, педагоги руководили исследованиями, глава района контролировал обстановку на месте, лучшие ансамбли плясали и пели, полицейские и медики дежурили на травке.- Потому что это интересно и полезно. Мне вообще нравится, когда дети и взрослые могут встретиться, увидеть новое, поделиться друг с другом знаниями, опытом, даже просто настроением! – признается Ольга Ходюк. – К тому же нам хотелось поощрить Степнинскую школу, которая ведет большую эколого-краеведческую работу.Ольга Валерьевна совершенно уверена, что поощрить за работу можно… еще большей работой. Сама не сидит на месте и другим не дает. Фамилия заставляет все время двигаться, идти дальше. К тому же ей всего 34. Она самая молодая из руководителей комитетов по образованию Омской области.В 2005 году, окончив Омский государственный педагогический университет, Ольга пришла в среднюю школу села Пикетное в качестве учительницы немецкого языка. Спокойная, выдержанная, терпеливая, она всегда считала, что сначала надо хорошо узнать ребенка, принять его, а потом уже воспитывать, учить, совершенствовать. Через пять лет стала директором школы, а еще через год – начальником педагогов Марьяновского района. Ее беспокойное хозяйство теперь состоит из 18 школ и 15 детских садов, которые посещает почти 4,5 тысячи ребят.- Тогда не понимала груза ответственности, совсем не боялась, – смеется Ольга Ходюк. – А теперь уже и некогда назад оглядываться.Три года назад система образования Марьяновского района отличалась от остальных разве что полным отсутствием движения. Проблемы были и с лицензированием, и с материальной базой. Главное – не хватало грамотных педагогов, был настоящий кадровый голод. Молодежь иногда приезжала и через некоторое время уезжала обратно – закрепляемость составляла всего 15 процентов. Решать надо было все сразу, но ставку Ольга Ходюк сделала все же на молодых. Сама еще помнила, как ее встретили в районе: на августовском совещании вручили органайзер, похлопали и забыли.- Мне повезло, старшие коллеги в Пикетной школе стали помогать и опекать. Но ведь надо, чтобы так везло всем! И Ольге повезло снова – первый заместитель министра образования области Татьяна Дернова, выдвинув ее кандидатуру, тоже стала ее наставником. Ольгу Ходюк отправили на обучение по президентской программе подготовки управленческих кадров, где она немедленно начала разрабатывать программу «Адаптация и закрепление молодых педагогов в учреждениях образования Марьяновского района». Все по тому же принципу – сначала узнать, потом принять и тогда уже совершенствовать – Ольга Валерьевна прежде всего организовала анкетирование. К всеобщему удивлению выяснилось, что главная причина нежелания молодых работать в школе вовсе не низкая зарплата:- На первый план вышли методические трудности – незнание простых вещей: как заполнить журнал, как общаться с родителями… Меня это зацепило, я поняла, что проблема-то решаема.Ответственность за молодых лежит теперь не только на них самих, но и на руководителях школ. Каждый директор отвечает за душевный прием будущего педагога, за его практическое обучение и даже за бытовое обслуживание. Район небогатый, дотационный, но аренда жилья ложится на его плечи. Ремонт, помощь в обустройстве – это тоже общая забота. Работа со вчерашними выпускниками включена в рейтинг директоров школ, наставничество – в критерии труда педагогов, так что поощряется не только морально, но и материально. Причем идет постоянный мониторинг проблем и достижений. А чтобы привлечь молодежь в район, сотрудники комитета, руководители школ плотно работают с колледжами и вузами. С ссузами – в первую очередь. Ольга Валерьевна сама выпускница Исилькульского педколледжа, может сравнить качество подготовки специалистов. – Ребята из ссузов лучше подготовлены практически, – считает Ольга Ходюк, – они ближе к детям, не так далеко оторвались от них и по возрасту, и по времени. Они больше настроены на работу, к тому же, как правило, сами сельчане, их не страшит деревня. Но они не остаются со средним специальным образованием – мы помогаем, поддерживаем в стремлении учиться дальше, даже не по педагогической специальности. Вот Валентина Моллентор из марьяновской средней школы №2 сейчас получает образование управленца. Может, и уйдет из школы, но недалеко: мы помогаем району готовить кадры, он помогает школам.Инициативы комитета по образованию нашли поддержку у главы района Анатолия Солодовниченко, ставшего их активным участником. И объем средств местного бюджета на образовательную отрасль увеличился, хотя большая часть идет, конечно, на зарплату. У молодых, как определено программой, первые полгода она не ниже средней по учреждению. Но ее не получают – зарабатывают, ведь задача заключается как раз в том, чтобы выпускник вошел во вкус, понял, что заработать в школе можно, если хочется.И все же главное – внимание. Марафон «День молодого педагога» вопреки названию продолжается круглый год. Дней, когда вчерашние студенты собираются вместе – с ровесниками, со старшими коллегами, с администрацией района, – за это время проходит несколько. Можно не только показать себя, но и задать вопросы начальству. Конкурс «Педагогический дебют», раньше на районном уровне не проводившийся, теперь превращается во всеобщий праздник. Кстати говоря, Валентина Моллентор – та самая, которая учится на управленца, – уходить из школы пока не собирается: она стала финалисткой федерального конкурса «Педагогический дебют-2014» в Москве.Стиль работы Марьяновского роно Ольга Ходюк определила как «личное присутствие». Ежемесячные совещания методистов, педагогов, директоров проходят на базе одной из школ. «Выездная работа» формирует практику открытого диалога поколений и учреждений. Ольга Валерьевна придумала сама себе и еще одну головную боль – публичный отчет. Это не августовская конференция педагогов района, а сбор в феврале-марте представителей общественности, организаций и просто желающих узнать, как идут дела в системе образования. Такая форма, по словам Ольги Ходюк, существенно влияет на стиль и методы работы управленцев, нацеливая на эффективность и качество:- Раз доверили, значит, мы обязаны приложить максимум старания в делах и обязательно публично отчитаться о их реализации, выслушать мнения, чтобы скорректировать все рабочие моменты.Отношение к школе, по мнению Ольги Ходюк, сегодня уже меняется – родители, учителя, главы поселений и сельские бизнесмены загораются идеями. Самое, пожалуй, удивительное, что и надзорные органы постепенно становятся друзьями, стараются не просто контролировать, а вместе решать проблему.Сегодня молодые специалисты составляют почти четвертую часть педагогического состава в районе. Закрепляемость поднялась до 97 процентов. В апреле этого года провели первый муниципальный форум молодых педагогов. Обсудили с районными службами вопросы социальной защищенности, ознакомились с программами индивидуального жилищного строительства, проанализировали роль профсоюза. В педагогических мастерских молодежь продемонстрировала свой опыт. Потом все дружно побежали на спортивно-оздоровительный праздник «Сибирское здоровье». А через месяц молодежь уже сама объединилась в ассоциацию, нацеленную на сплочение специалистов, работающих в разных уголках района, на их общение, творчество и профессиональный рост. Сразу взялись за первый практический проект, и проблему выбрали серьезную – летнее оздоровление детей. Эта инициатива позволила без проблем решить вопрос подбора сотрудников в районный детский лагерь имени И.С.Пономаренко. Ольга Ходюк поначалу удивилась, но инициативу, конечно, поддержала, гарантировав любителям трудиться в отпуске материальное стимулирование.- Да какой там секрет управления? – улыбается она. – Просто мы все заслуживаем внимания, любви и возможности добиться успеха в жизни. А я за то, чтобы каждый из нас раскрыл свой величайший потенциал.Омская область
Комментарии