Ольга БЕЛОВА, учитель русского языка и литературы школы №108: – Становление педагога, на мой взгляд, связано не с количеством отработанных в школе лет, а с тем, какой путь он выбирает для себя. Ведь многие, только вступая на эту стезю, опускают руки и уходят из профессии, другие открывают методические пособия и дают уже «готовые» уроки. Я нахожусь в постоянном поиске новых методов и форм обучения, для меня важно получать удовлетворение от каждого урока, развивать в детях нестандартное мышление, видеть активно мыслящих и с интересом включающихся в урок ребят.
Существует типичный подход к изучению нового материала, когда учитель подробно разбирает задание, а затем просит учеников повторить то, что нужно сделать в упражнении. Здесь действует принцип предупреждения ошибок в работах учащихся. Считается, что его реализация должна приводить к лучшему выполнению упражнений. Но получается иная картина: ученики привыкают, что инструкцию и само содержание задания учитель и они сами будут повторять несколько раз. У них не вырабатывается привычки мыслить самостоятельно, рассуждать.
По-моему, чем меньше говорит учитель, тем лучше. Нужно не «перекармливать» учеников, а извлекать из них. В этом заключается такой педагогический метод, как проблемное обучение, которое я использую на своих уроках русского языка и литературы.
Проблемное обучение ориентировано на формирование и развитие творческого мышления обучающихся. Используя этот метод, учитель развивает пытливость ума, приучает ребенка к осмыслению материала, к разностороннему рассмотрению различных языковых явлений.
Задания такого рода дают возможность учиться мыслить, творчески усваивать знания на уроках.
А во внеурочное время я руковожу проектами «Школьный информационный центр» и «Гений или злодей?», потому что проблемное обучение тесно связано и с проектно-исследовательским методом.
Работа над проектами вовлекла меня в городскую экспериментальную площадку «Использование методологии проектно-исследовательской деятельности в процессе формирования гражданской позиции». Участвуя в этом эксперименте, я познакомилась с такими интересными педагогами, как Сергей Краснов и Роман Каменский – ведущими научными сотрудниками Института инновационных стратегий развития общего образования Департамента образования. Они занимаются проблемами педагогического и ученического проектирования, организаторы «Школы майевтики», целью которой стали выявление и развитие творческих способностей учащихся. Мне удалось побывать на 17-й проектной сессии «Школы майевтики». Для полноценной работы необходимо было прочитать Легенду о Великом инквизиторе из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» и написать текст, интерпретирующий это произведение и включающий описание личного опыта. Затем участники сессии коллективно обсуждали это произведение и по результатам обсуждения приходили к конечным выводам, причем некоторые ребята существенно изменили свою первоначальную точку зрения. Отсюда следует, что майевтика – второе духовное рождение человека, когда он может найти знание через самопознание другого посредством постановки вопросов о сути тех или иных проблем.
Такой вид работы способствует более глубокому, а главное, разноплановому пониманию той или иной проблемы. Немаловажно и то, что к окончательным выводам дети приходят самостоятельно посредством коллективного обсуждения проблем. Роль педагога заключается лишь в том, чтобы направить процесс мышления в нужное русло.
Эта поездка повлияла на мою дальнейшую профессиональную деятельность, я решила использовать такую форму работы на своих уроках. Заранее прочитанное произведение анализируется с точки зрения осмысления глубины произведения. На основе этой интерпретации образуются позиционно-смысловые группы. Затем идет работа в группах, после чего происходит совместное обсуждение. В заключение обучающиеся создают творческую работу. По этой схеме я разработала и провела такие уроки, как «Нравоучительный и философский характер сказок. Виды сказок», «Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы Лермонтова «Песня про купца Калашникова», «Композиционные и жанровые особенности романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Внешний вид человека, его манеры, речь, хорошая дикция, правильное употребление слов, умение выражать свои мысли – то, что бросается в глаза сразу. Поэтому одна из главных задач преподавателя – научить детей эффективному и грамотному общению, то есть такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной задачи – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию, так как способность быстро находить общий язык и выстраивать хорошие взаимоотношения с людьми всегда была присуща ярким и успешным личностям, выдающимся лидерам и мудрым руководителям. В наше время это умение остается важнейшим инструментом для достижения успеха. И то, как мы произносим слова, играет важную роль в эффективном общении. Поэтому в преподавании русского языка большое внимание уделяется орфоэпии. Задания, проверяющие знания норм произношения русской речи, включаются во все контрольные тесты, в том числе в материалы ЕГЭ. Но при этом учителя по ряду причин не могут изучать на уроках орфоэпические правила. К тому же расставить правильно ударения в словах или правильно произнести слово недостаточно, чтобы его запомнить. Поэтому так важна постоянная практическая работа по орфоэпии, осуществить которую возможно именно на уроках риторики, где особое место занимают такие приемы, как анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации, а также риторические игры.
К моей методической находке можно отнести такую риторическую игру: на доске записываются слова, имеющие трудности в произношении (например, звонит, термин, каталог, щавель, свекла, торты, красивее). Как эти слова правильно произносятся, сначала не обговаривается. Класс делится на группы, и команды составляют рассказ или сценку, используя эти слова. Затем команды по очереди выступают, и происходит совместное обсуждение правильного произношения слов. На мой взгляд, этот прием способствует более успешному освоению «орфоэпически опасных слов».
На моих уроках риторики дети учатся размышлять о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире. Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составят основу для формирования у выпускников школы взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность.
На мой взгляд, профессия учителя – это непрерывный процесс творчества. Он немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, становлению гармонично развитой личности, умеющей самостоятельно мыслить.
Комментарии