search
main
0

Говорить научились. А разговаривать? Умеем ли мы вести беседу

Когда человек вступает в контакт с обществом, его индивидуальность, иначе говоря его «я», вступает в конфликт с другими «я», с интересами других людей, поэтому мы и воспринимаем общество вокруг нас то как поддержку, то как угрозу. Чтобы меньше было проблем, следует учиться жить среди людей. В этом помогает простая мудрость, которая гласит: если хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать. Так учили древние греки. Слова в нашей жизни и то, как мы их произносим, – это повод судить о нас как о личности, прежде всего потому, что именно речью мы отличаемся от всего остального живого мира.

Поэтому нужно помнить, что на основании нашей речи люди вольно или невольно создают представление о нашем активном словаре, а следовательно, о нашем интеллекте. Не зря в русском языке родились пословицы типа: слово – серебро, а молчание – золото; слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Послушаем разговор двух сверстников, встретившихся во дворе и обменявшихся своими мыслями.Первый: О! привет, давно тебя не видать, небось все вкалываешь. А вчера по телику видел? Такую муру впаривали!Второй: Ты знаешь, я телевизор смотрю редко. Стараюсь новости не пропускать, ну и, безусловно, футбол. А что нового у тебя, как семья, как у тебя дела?Согласитесь, что по одной фразе можно уже определить, какой лексикой пользуется каждый из них в повседневной жизни и каким интеллектом обладает, ибо каждый из них в речи экспромтом употребляет те слова, значение которых ему известно.ХХI век набирает силу. Согласитесь, он привнес очень многое в манеры и поведение людей, часто такое, с чем мы не можем мириться. Судя по анкетным ответам, лексика у молодых людей небогатая, между собой говорят, как правило, на сленге или жаргоне, с родителями общаются в основном на узкие бытовые темы. Сегодня недостаточно просто знать правила хорошего тона или догадываться, что они существуют. Думаю, никто не будет возражать, что вежливость, то есть воспитанность, обретает смысл, только если находит воплощение в повседневном поведении.Следовательно, и на основании речи люди вольно или невольно создают представление о вашем активном словаре, а также о вашем интеллекте. И здесь уместно вспомнить еще одну народную мудрость о том, что молчание – золото. Но не впадайте в крайность, не надо отмалчиваться. Труднее, конечно, путь к развитию себя, своей личности, но это верный путь! Надо ставить задачу развивать себя, то есть систематически учиться! Это не значит сидеть всю жизнь за партой. Это означает лишь то, что надо стараться расширять свой кругозор, получая помимо профессиональных знаний знания для строительства интеллекта. Еще одна важнейшая часть нашего общения – это жесты: мимика, интонация. Порой с их помощью можно сказать гораздо больше, чем словами. У каждого, наверное, были ситуации, когда взгляд и жест говорили красноречивее, чем большой монолог.Однако бывает, что и с интеллектом все нормально, а человек немногословен. У него проблемы с речью. Нет, не в смысле дефектов устной речи, а в смысле словаря, подбора слов, их согласования и т. д. Такое случается, если в детстве в семье с ребенком мало разговаривали на разные темы, либо в начальных классах не дали достаточного языкового образования. Такой человек, взрослея, испытывает трудности в общении и использует в речи все, что на слух ложится во дворе, в компаниях, восполняя свой словарь жаргоном, модным сленгом или арго. И если в своей компании допустимо, то в общении на работе или в кругу людей малознакомых человеку всегда следует помнить, «как слово наше отзовется».Никто не будет спорить с тем, что без речи нет полноценного взаимодействия человека с людьми. И потому учиться разговаривать с ними необходимо каждому. Именно разговаривать, не говорить. Разница очевидная.Тут уместно вспомнить еще одну народную мудрость, что язык мой – враг мой. Речь идет о словах-паразитах. Сегодня модно любую фразу начинать со слов: «как бы», «реально», «конкретно». Говорящий не задумывается, как нелепо он выглядит с таким словарем, главное – вставить в предложение подобные словечки якобы для полноты мысли, хотя смысловой-то нагрузки как раз они никакой и не несут. Если мы хотим, чтобы оппонент нас воспринимал как человека думающего, следящего за всем происходящим в мире и вокруг нас, читающего не только глянцевые журналы, мы должны много работать над своим словарем и радоваться тому, что мы обладаем несметным сокровищем – говорим на русском языке. Так зачем же в золото подмешивать грязный песок? Его следует активно отсеивать; пусть он к вам не прилипает.Послушаем, как прощались наши собеседники после короткой неожиданной встречи и обмена новостями.Второй: Рад был нашей встрече, жаль, что редко видимся. Но нашу школу помню всегда, к сожалению, редко бываю там. Нашим передавай привет, звони, буду рад.Первый: Да ладно, я тоже… это, ладно, не парься… всего… давай… Комментарии, как говорится, излишни.Сегодня глагол «давай» широко заменил общепринятые прекрасные уважительные понятия: «до свидания», «до встречи», «желаю успехов» и остальные добрые пожелания при прощании или окончании разговора визуального или телефонного. Но выражает ли он те чувства и те мысли, которые нам бы хотелось сказать своему собеседнику? А уж о глаголе «не парься» просто помолчим, потому что создается впечатление, что часть общества как зашла в парную, так и пребывает там.Если человек часто употребляет в своей речи словосочетания типа «как говорится», «как говорят»: «Он, как говорится, пришел на работу. А ему там и делать нечего», – он не понимает, что никакой смысловой нагрузки в данном случае словосочетание «как говорится» не несет. Но вот другой пример: «Как говорится, «не хлебом единым жив человек». Здесь мы хотим подчеркнуть, что это не мы сказали, а уже давно кем-то это сказано.Если вы часто употребляете подобные словосочетания, следовательно, вы не очень уверены в себе. Человек, не очень четко мыслящий или испытывающий трудности в устной речи, прибегает к «помощи» таких выражений, считая, что это спасает его.Лингвистический анализ частицы «вот» говорит о том, что она употребляется при окончании речи. В значении «добавить больше нечего». Но послушаем, как употребляет ее говорящий: «Короче, мы пришли… вот, там никого… вот, ну мы, значит, решили уйти, все равно следующей пары тоже нет… вот так и было, значит, вот…»Говорящий явно ищет подходящие слова, а «вот» играет роль паузы. Глагол «значит» тоже не наполняет глубокими мыслями речь говорящего – и слушать неинтересно, и поверить трудно.Что же нам предпринять, чтобы наша речь была интересной для собеседника? Прежде всего говорите правильно. Очевидно, надо больше читать, а еще важнее – больше думать над тем, что прочитано, чтобы потом суметь своими мыслями увлечь собеседника.Сегодня нам трудно представить, как люди жили без телевидения и радио. Телевидение лишь создает иллюзию общения. Люди прошлых веков стремились обрести достойных собеседников, высоко ценили их и не жалели времени для увлекательных бесед. Традиция бесед, интересных горячих споров восходит к Древней Греции.В знаменитых литературно-философских салонах Франции ХVIII века блистали своим красноречием и оригинальностью мышления Дидро, Вольтер, Руссо. Свои традиции были и в России. Известны яростные литературные, научные и философские споры единомышленников, объединенных в кружки или просто собиравшихся в салонах, чтобы поговорить, обменяться мыслями, обсудить актуальные проблемы. Перед такими беседами молодые люди в Москве и Петербурге прочитывали специальную литературу, иногда это были целые тома, чтобы не показаться невеждами. Так велико было значение этих споров и собеседований.Изгоняя из своей жизни интеллектуальную беседу, мы невольно уничтожаем желание и умение мыслить, отстаивать свою точку зрения, а взамен вырабатываем привычку пассивно соглашаться, привычку не вникать глубоко в проблему. Опыт прошлых веков подсказывает, что искусству спорить и просто беседовать учили так же, как искусству танца или фехтования. В Древней Греции мальчиков отдавали даже в специальные школы софистов, где их обучали искусству не нарушать логику в споре, не подменять один тезис другим. Спор, беседа, обсуждение должны непременно базироваться на уважении к собеседнику, на желании донести до оппонента свою мысль в приемлемой для восприятия форме и на умении слушать другого, не перебивая, не глядя скучающим взором по сторонам, а так, как хотелось бы, чтобы слушали вас. А нам ведь так хочется, чтобы нас слушали внимательно, с интересом реагируя на высказанные нами мысли. Необходимо помнить святое правило, что даже при общении посредством холодного экрана компьютера или мобильного телефона все равно необходимо соблюдать главные правила вежливости, следует относиться к другим так, как мы хотели бы, чтобы обращались с нами.Безусловно, может статься, тезис, который защищает ваш собеседник, неверен, да и доказательства весьма слабые. Вы, естественно, отвергаете их. Но делать это следует аргументированно, избегая категорического тона, не оскорбляя, не обижая, думая о достоинстве оппонента, уважая его позицию.Общительность – одно из самых ценных качеств человека. И в деловой, и в обычной обстановке всегда ценят того, кто способен поддержать разговор, предложить приятную для собеседника тему. Это своего рода искусство.​Мира БИСИКАЛО, доцент Московского государственного университета путей сообщения

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте