search
main
0

Говорим о важном. Без профанации?

В российских школах стартовали «Разговоры о важном». Теперь каждое утро понедельника школьники на первом уроке будут говорить о событиях в мире, значимых датах в истории страны и любви к Родине. Редакция обратилась к экспертам и нашим читателям с вопросом: что важно обсуждать с учениками? Как не превратить это в профанацию?

 

Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя Наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:

– Главное – профессионализм, такт и мудрость учителя. На федеральном уровне подготовлены методические рекомендации по проведению «Разговоров о важном». Но образовательную программу разрабатывает и утверждает школа. Методматериалы носят рекомендательный характер. Поэтому школы ориентируются на них и используют в работе, но всегда учитывают интересы и потребности детей. Только учитель знает, как, опираясь на рекомендации, выстроить реальный разговор с живыми детьми. С детьми, у которых есть свои боль, сомнения, страхи, убеждения. «Разговоры» – тот самый формат, которого ученикам не хватает. Результаты опроса ОНФ и Фонда «Национальные ресурсы образования», проведенного среди подростков в 2019 году, показали, что 71% школьников хотят доброго и уважительного отношения со стороны учителей, 58% считают, что внимание должно уделяться каждому. Ребята также предлагали ввести индивидуальные беседы с классом, чтобы у школьников было больше свободы на занятиях. И для того чтобы проект состоялся, к нему нельзя подходить формально не только учителю, но и администрации.

 

Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ, российский литературовед, литературный критик, публицист, телеведущий, писатель, профессор НИУ «Высшая школа экономики», член редакционного совета «Учительской газеты»:

– Главное в любой переломный период – чтобы семьи не распадались, оттого что их члены занимают разные позиции. Времена меняются, семьи остаются. Невероятно важно научить и научиться грамотно вести споры – с ранних лет. У нас нет культуры дискуссии – мы сразу задействуем кулаки. Нет культуры терпимости к чужому мнению, не развито искусство риторики – умение без нападения доказывать свою правоту. Более того, правота тоже вещь относительная, что доказывает история страны с 1990-х до сегодняшнего дня – и в политике, и в экономике, и в культуре. Единственно правильного мнения нет. Есть те, которые ближе к истине, но точки зрения, которая охватывает истину целиком, нет. Поэтому альтернативные мнения нужно уважать, исключая навязанные насильственно. Там, где начинаются насилие, агрессия, заканчивается диалог. Говорить об этом со школьниками очень важно.

 

Игорь СМИРНОВ, доктор философских наук, член-корреспондент РАО:

– Откуда такое чрезвычайное внимание государства к воспитанию, а не к обучению основам наук, ради которого существует школа? Само название «Разговоры о важном» намекает, что теперь в школе есть что-то важнее предметного урока. Может, в нашем государстве что-то идет не так и надо объяснить почему? Может, наоборот, не происходит ничего важного и надо вдохнуть в молодежь оптимизм? Или, что было бы обиднее, в жизнь приходит несмышленое поколение, которое надо ткнуть носом в самое важное? Если бы важную тему определял учитель, это можно бы принять. Здесь были бы и дела российские, и заботы местные, и даже школьные. Но на школу свалился водопад указаний, предписана не только тема, но и, что говорить, на чем возвысить голос, на чем приглушить. В разговорах о важном для учителя нет ничего личного. Он артист, исполняющий написанную другим роль. Точнее, даже говорящий статист. Задуманный регламент сужает кругозор учащихся. Строгие указания сверху образуют вокруг них идеологический пузырь, в котором возможно обращение к важному только с официальной точки зрения. Не проткнув пузырь, дети не увидят, что думают о важном в стране и мире.

 

Андрей ИОФФЕ, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании Московского городского педагогического университета,

доктор педагогических наук:

– Когда я был учителем, каждый урок становился разговором о важном. И уж если все-таки разрабатывать что-то в помощь классному руководителю, то точно не сценарии с прописанными прямой речью словами и вопросами. Начать надо с простого ответа на вопрос: каков ожидаемый результат? Может быть, тогда и удастся избежать формализма и профанации.

 

Александр ДЕМАХИН, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2012, учитель МХК Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского:

– При безусловной важности школы как места, где не только учат, но и помогают человеку духовно сформироваться, кажется, более эффективны для этого пути неформализованные. И инициатива «Разговоров о важном» отчасти это учитывает – не зря в ней возникает именно слово «разговоры». Но тут же добавляются единые списки тем, время проведения, разработки занятий. Не стал бы присоединять свой голос к тем, кто говорит о тридцатиминутном «Разговоре о важном» как о кардинальном прорыве в воспитательной работе – как будто бы до этого вовсе ничего не велось. Много чего было и, слава богу, есть, и не только типового, но и вызревшего в реальной практике школ: музеи, экспедиции, исследования, занятия по искусству и культуре… Замечательно, когда школа становится пространством для живого общения о том, что нас действительно волнует. Но важно при этом, чтобы разговоры эти были открытыми, честными и ставящими цели духовного роста человека выше тех или иных сиюминутных выгод.

 

Андрей СЁМКЕ, финалист конкурса «Учитель года России»-2000, учитель физики и астрономии школы №19 Ейского района, главный специалист ИРО Краснодарского края, заслуженный учитель Кубани:

– О чем нужно говорить со школьниками? О любви, счастье, природе. О людях, которыми мы гордимся, – великих ученых, поэтах, писателях, архитекторах… Только счастливый человек может любить, творить, созидать, радоваться каждому дню, и – главное – он сильный духом и волей, у него есть жизненный план. Счастье – это образ жизни, который позволяет брать любые вершины, свершать фантастические поступки и жить. Нужно говорить о памяти… Пока мы помним корни, историю, трагические и победные реалии, мы живы и непобедимы. С подростками нужно говорить честно, правдиво, без фальши и лжи. Тогда этот разговор будет о самом главном и важном!

 

Дмитрий СКУРИХИН, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»-2005, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Директор школы»-2012, педагог Кировского кадетского корпуса, Кировская область:

– Событие, конечно, масштабное. Все школы России так или иначе в нем участвуют. Хотелось бы, чтобы большинство тем затрагивали душу ребенка. Ведь разобраться в современном информационном пространстве можно, лишь имея чистую и чуткую (неуспокоенную) душу. Главное – разбудить детей, заставить посмотреть на самих себя более строго и объективно, настроить их сознание на высокий регистр.

 

Ренат КАМАЛОВ, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»-2018, заместитель директора гимназии №14 города Глазова, Республика Удмуртия:

– Думаю, никто не сомневается, что говорить о важном с детьми необходимо. В мире, где истина спрятана глубоко, задача взрослых – показать детям, что они знают правильный путь и верят в него. Пусть даже немного пафосно, скажу: мы должны объяснить детям, что наша жизнь прожита не зря.

 

Анна Дронова, классный руководитель, Нижний Новгород:

– Важно говорить с детьми о самовоспитании. О том, что человек должен и может работать над собой, преодолевать слабости. Что начинать нужно с малого, хотя бы с соблюдения режима дня. Я и раньше строила свою воспитательную работу на ярких и вдохновляющих примерах. Рассказывала детям о личностях, заслуживших уважение.

 

Елена ТИМОФЕЕВА, учитель, Великий Новгород:

– Некоторые родители учеников считают, что имеют право вмешиваться и в образовательный, и в воспитательный процесс в школе. Это необходимо как-то ограничить законодательно. Иначе любой классный час, любой урок педагога может стать поводом для протестов. Вот только против чего? «Разговоры о важном» посвящены патриотическому воспитанию, семье, памятным датам в истории Отечества. Возникает вопрос: а правильно ли воспитывают своих детей родители, которые выступают против перечисленных тем? Тогда «Разговоры о важном» станут единственной возможностью противоборства подобному подходу к воспитанию для ребят из таких семей.

 

Евгений ДРЕВАЛЬ, учитель русского языка и литературы, немецкого языка и МХК школы №75, Воронеж:

– Учителю не нужно ломать голову над тем, что и как обсуждать с детьми во время «Разговоров о важном». Абсолютно все материалы предложены к реализации в готовом виде, включая программу, сценарий и презентации. Был приятно удивлен, что в презентациях нет ничего лишнего и структура каждого занятия легко поддается трансформации. Проведя первый разговор, понял: детям интересно поговорить о том, на что раньше просто не хватало времени. Этот проект – просто находка для преподавателей гуманитарного цикла, ведь обсуждение морально-этических тем можно прекрасно иллюстрировать образцами русской литературы и истории. Уверен, профанацией «Разговоры о важном» не станут, если каждый педагог подойдет к делу творчески.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте