Люблинская школа-интернат для глухих детей была построена возле Николо-Перервинского монастыря в 1906 году. Москва-река здесь делает излучину, монастырь живописно вырисовывается на ее высоком берегу. А неподалеку в “зарослях” серых однообразных домов глаз мигом выделяет темно-красное старинное здание, весьма схожее с монастырскими постройками. Это школа. Первый и второй этажи занимают классы, на третьем – спальни. В понедельник дети со всей области приезжают сюда учиться. Живут здесь всю неделю, а на выходные разъезжаются по домам. Их здесь учат не только математике и истории, но и… “говорить”. Учительница истории Мария Евсеева ведет курс жестовой речи. Она потеряла слух, когда ей было пять лет. Несмотря на это, смогла получить два высших образования, хорошо читает по губам. Этому она и пытается научить своих учеников.
– Если слух потерян с рождения, научить такого ребенка говорить сложнее, но все-таки можно, – рассказывает директор школы-интерната Евгения Варшавская. – Абсолютной глухоты практически не бывает: даже при полной потере слуха человек способен воспринимать некоторые частоты. Важно только найти их. Для этого существует прибор аудиометр. Не стану объяснять методику определения “слышимых” частот. Это довольно сложно. Скажу лишь, что на эти частоты настраиваются индивидуальные слуховые аппараты. А они в сочетании со зрительным восприятием помогают ребенку услышать мир.
Старейшая российская школа для глухих детей, неофициально нареченная “институтом советской дефектологии”, где работали Рау, Дьячков, Зыкова, Туманова, Ведешина и другие видные наши дефектологи, переживает новый виток своей почти вековой истории. А, как известно, история повторяется дважды. Вот и сейчас школа возвращается к своим духовным корням, как возвращается былое величие Николо-Перервинского монастыря – теперь он вновь увенчан куполами, а храм украшают иконы, одна из которых – икона Иверской Божьей Матери. Та же икона находится в актовом зале школы. Зал старый, с прекрасной акустикой. Здесь проходят праздники. В том числе православные – Рождество и Пасха.
Двое выпускников Свято-Тихоновского богословского института Дмитрий Балашов и Павел Афанасьев преподают в школе основы православия. Как и их теперешние ученики, они с трудом постигали эту науку – говорить жестами. Дмитрий – бакалавр религиоведения, служит алтарником в храме Тихвинской иконы Ново-Симоновского монастыря, где службы проводятся и для глухих – с сурдопереводом. Молодой человек с искренним, открытым лицом, с практически нормальной речью. Вот только взгляд Дмитрия при разговоре направлен не в глаза собеседника, а на губы…
…Дети прекрасно танцуют, не слыша музыки. В этом им помогает светомузыкальная установка, “отбивающая” ритм. Помните замечательный по своей трогательной лиричности фильм “Двое”? Черно-белая лента – история любви молодого парня и немой девушки. Эпизод в кафе, когда он приглашает ее танцевать, а она не слышит музыки, но следит за ногами танцующих, напряженно ловя ритм и, наконец, начинает “слышать” его каждой клеткой, каждым мускулом гибкого юного тела – и начинает потрясающе танцевать сама!..
…История Люблинской школы, отраженная в пожелтевших дореволюционных и новых цветных фотографиях, письмах, рисунках, упоминает такой факт, будто один из служителей Николо-Перервинского монастыря попросил у настоятеля благословения открыть школу для глухих детей. У того служителя дочь была глухонемой. Школа открылась в 1906 году. Почти столетие спустя продюсер весьма популярной нынче поп-группы выпустил диск, деньги от реализации которого были перечислены на счет Люблинской школы. На них приобрели мебель – парты, кроватки, стулья, а также аудиоаппаратуру и тот самый аудиометр, столь необходимый для тестирования слуха. У этого мецената-продюсера есть сын, глухой от рождения. И мальчик учился в этой школе… История повторяется…
Дмитрий ЕГОРОВ
Комментарии