На очередном заседании члены Общественного консультативного совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при Департаменте образования обсуждали вопрос: «О социальной опасности молодежного движения готов и необходимости соответствующей профилактической работы в образовательных учреждениях». Необходимость в обсуждении этого вопроса возникла в связи с распространением в последнее время в молодежной среде идей негативных молодежных субкультур эмо и готов. С информацией о распространении различных направлений молодежной субкультуры выступил член Московской городской Общественной палаты по образованию Игорь ПОНКИН.
Сегодня педагоги нередко попадают в ситуацию, когда их питомцы становятся приверженцами того или иного движения, а наставники не имеют никакой информации о том, что же представляет собой это движение. Один из таких примеров – движение готов. Гoты (от англ. goths – готы, варвары) – асоциальная квазирелигиозная подростково-молодежная субкультура. Идеология движения гoтов характеризуется мистически мрачным, депрессивным восприятием и выражением отношения к жизни, основана на идее романтизации смерти (dark romantic), боли, мучений, на исповедании эстетики смерти, тления. Субкультура и эстетика готов напрямую связаны с образами смерти (как на уровне интимно-личностных переживаний, так и на уровне основ мировоззрения), культивируется все, что каким-либо образом относится к темной стороне бытия, что как-то связано со смертью, с фатализмом. Идеология готов тесно связана с танатофилией (фетишизация смерти, особая расположенность к прогулкам и уединениям на кладбищах (тафофилия), пристрастие к произведениям на тему смерти, некрофильное сексуальное поведение (на кладбищах или в окружении некротических атрибутов). Для готов характерны депрессивное психологическое состояние, искусственная стимуляция либо имитация такого состояния.
Каждый приверженец движения выбирает себе соответствующий идеологии ник типа: Gorgoroth, Moonwalker, Агония, Черный ангел. Гoтов зачастую путают с эмо по причине некоторого сходства во внешнем облике и из-за общего для готов и эмо пассивного протеста и негативного взгляда на мир; среди отличительных черт готов – отсутствие розовых оттенков в одежде и меньшая склонность к (обычно показушным) попыткам суицида. Для субкультуры готов характерна общая тенденция к театральности, позерству и гипертрофированной заботе о специфическом имидже, к извращенной форме эстетства, внимание к сверхъестественному и эксцентричному. Готам нравится ощущение собственной порочности и неординарности, поэтому они охотно заимствуют кладбищенскую, вампирскую и хипповскую эстетику. Средний возраст готов – 15-19 лет, минимальный возраст – 14 лет, реже встречаются лица 20-22 лет. По данным МВД России, фиксируется существенное численное превалирование девочек: на 10 девочек – 2-3 мальчика.
Идеология ряда объединений и направлений готов носит сатанистский характер. По мнению специалистов, за последние 10 лет отмечен целый ряд контактов готов с сатанистскими сектами (в большинстве случаев – с сатано-ролевиками), как правило, такие контакты происходили на кладбищенских сходах готов.
Движение готов характеризуется распространением среди участников обоих полов бисексуализма, позиционируемого как неотъемлемая часть образа жизни гота. Такое поведение соответствует культивируемой в идеологии готов идеи антрогинности (но не асексуальности). Иногда девочки-готы (встречается самоназвание готесса), говоря о себе в третьем лице, определяют себя в мужском роде («он»), отговоркой при этом является разъяснение, что речь идет о ней как о человеке (слово мужского рода). Активно практикуется свободная любовь на готических вечеринках и встречах, в том числе на кладбищах и в заброшенных зданиях и сооружениях.
Специалисты выделяют следующие подгруппы готов:
Классические готы-интеллектуалы. Наиболее малочисленный сегмент движения готов, характеризуется увлеченностью кино (фильм «Ворон», фильмы Д. Линча и так далее), литературой, иными направлениями в культуре, имеющими отношения к средневековой готической культуре. В основном в возрасте старше 18 лет.
Готы-сатанисты.
Готы-вампиры. Характерные черты: особое распространение бисексуализма среди участников, а также демонстративное кусание в шею в качестве приветствия между готами и как своего рода визитная карточка гота-«вампира».
Готы-позеры или бэби-готы (baby goth), иные наименования – херки, готелки и гoтники.
Киберготы (виртуальные группы, более общающиеся в интернете). Помимо черного цвета акцент в одежде делается на «кислотные» розовый и фиолетовый. Девочки-киберготы часто носят огромные ботинки, рваные колготки, короткие латексные юбки, иные элементы одежды также из латекса. Считающие себя «классическими», готы относят эту группу к готам-позерам.
Панко-готы (внешняя атрибутика является сходной с панковской).
Фетиш-готы (пропагандирующие садо-мазо).
Трайбл-готы (поклонники культа друидов).
Маргинальные слои готов (маргинальная часть роле-готов из числа так называемых ролевиков, алкоготов и др.).
Окологотические фанатские сообщества.
Готы-модники (увлекающиеся лишь внешней атрибутикой движения).
Есть у готов внешние признаки, присущие только им и практически не встречающиеся в иных молодежных субкультурах:
– длинные волосы на голове, окрашенные в иссиня-черный цвет, иногда с выкрашенными темно-синим цветом участками; при этом виски или иные части головы могут быть выбриты. Часто используется специальная прическа «готический ирокез» (нечто вроде «ирокеза» черного цвета, который не стоит вертикально, а зачесан набок). В последние годы торчащие кверху волосы у готов встречаются значительно реже, чем длинные ниспадающие;
– тотальное использование в одежде исключительно черного цвета (иногда с элементами красного или белого). Одежда обычно длиннополая или по крайней мере удлиненная. Девочки-готы предпочитают носить корсеты (иногда близкие к эстетике садомазохизма – из кожи и латекса), зачастую носят длинные платья, стилизованные под старину, либо длинные черные юбки в сочетании с черными блузами. Готы носят черные высокие ботинки со шнуровкой. Участниками обоих полов может носиться длинный черный плащ. Наиболее часто используются шелк, мятый бархат, кожа, винил и сетка;
– ношение исключительно только серебра, как заявляется, в качестве знака презрения к золоту;
– характерно ношение оккультно-религиозного египетского креста – анкха (крест с петлей на верхнем конце). Используются и иные древнеегипетские религиозные символы (например, «Глаз Ра»). Эти элементы носят в качестве украшений, а также нашивок на одежду либо в макияже. Широко используются и иные оккультно-религиозные и сатанистские символы и атрибуты (кельтские кресты, различные кельтские орнаменты, пентаграммы (обычные или перевернутые), перевернутые кресты, восьмиконечные звезды. Характерно ношение колец, кулонов, подвесок, значков, брошей с сатанистской символикой либо с выраженной символикой смерти (двух- или трехмерные изображения черепов (неспецифический признак, должный оцениваться в комплексе), скелетов, гробов), стилизованные изображения трупов, например, мертвой девочки – персонажа анимационного сериала «Линор», который показывали по телеканалу «2х2». Иногда – кулоны и подвески с изображениями летучих мышей, в том числе стилизованных. Для части готов ношение такой символики и атрибутики имеет мистический смысл и становится неотъемлемой частью их жизни, для некоторых готов это дань своеобразной моде, для всех помимо основной мотивации эти символика и атрибутика выполняют функцию распознавания своих сторонников;
– многочисленный пирсинг на лице: язык, губы, брови (неспецифический признак, который должен оцениваться в комплексе);
– черный лак на ногтях у мальчиков (при плохом качестве лак может выглядеть коричневым; по другим данным, используется специальный оттенок именно коричневого лака), крашенные в черный, иногда в красный цвет губы, подведенные черным косметическим карандашом глаза у мальчиков при отсутствии в поведении признаков гомосексуализма и при отсутствии четких признаков отношения к другому молодежному неформальному движению (обводка черным карандашом глаз изредка встречается в среде панков);
– у девушек намеренно избыточная черная косметика, ярко выраженные подводки, используется спектр цветов помады и ногтей от кроваво-красного до черного;
– черно-белый макияж. Практикуется специальное отбеливание лица при помощи белого грима или пудры для придания лицу выраженной мертвенности, неестественной бледности (неспецифический признак, встречается также у кишей – поклонников рок-группы «Король и Шут»). Средствами макияжа могут быть также сымитированы синяки под глазами.
По мнению психологов, выбор исключительно черного цвета одежды в ряде случаев обусловлен глубокими психологическими травмами несовершеннолетних готов, для них это цвет одиночества, ребенок отгораживается от людей, пытаясь защитить себя от них и спастись от боли.
Существуют определенные течения в музыке, оцениваемые и воспринимаемые готами как готическое (группа HIM с поклонниками, иногда именуемыми химозниками, группы Lacrimosa, Hellirius, Arcana, Sophia и др.).
Следование искусственно созданной (фиктивно-реконструированной) готической субкультуре обходится довольно дорого в силу специфики атрибутики и одежды. Но уже существует достаточно развитая коммерческая инфраструктура – готические журналы, радио, лейблы, клубы, магазины, которые предлагают широкий ассортимент дорогостоящих атрибутов и предметов одежды, во многом похожих на те, что предлагают гомосексуалистам и садомазохистам.
В мире выпускаются специализированные журналы движения готов, например, в Германии выходят такие журналы, как: Orkus, Zillo, Sonic Seducer, Gothic.
Рассуждения о том, что готы – лишь безобидная молодежь, которая «просто слушает музыку», – уловка, ложное прикрытие асоциальной идеологии, социально опасного движения. Субкультура готов содержит в себе определенные характерные черты, обусловливающие ее потенциальную криминогенность и высокую социальную опасность:
Выбор кладбищ в качестве предпочтительных мест сходов (в Москве среди готов популярно Ваганьковское кладбище, на котором очень много немецких старинных могил). Некоторые группы готов склонны к вандализму на кладбищах и открыто заявляют об этом в Интернете. По сообщениям СМИ, уже неоднократно фиксировались факты участия готов в актах кладбищенского вандализма.
Пограничное, маргинальное состояние сознания многих готов, происходящие в среде готов процессы характеризуются тенденцией к увеличению агрессивности сообщества.
Смычка с идеологией религиозного сатанизма и расширяющиеся контакты с сатанистскими сектами.
Суицидальная направленность отдельных направлений движения готов. Университет города Глазго опубликовал результаты исследования, свидетельствующие о том, что молодые люди, увлекающиеся готической субкультурой, более склонны к самоубийству, нежели их сверстники из других молодежных субкультур. По сообщениям СМИ, в начале мая 2008 года в Казани совершили групповой суицид две 14-летние школьницы, бросившиеся под проходящий поезд. Судя по записям в личных дневниках школьниц и по специально надетой в связи с запланированным суицидом одеждой, был сделан вывод, что они относились к готам. Большой общественный резонанс вызвала трагедия в Благовещенске в сентябре 2006 года. Две двоюродные сестры 14 и 16 лет выбросились с 12-го этажа, связавшись скотчем. В предсмертной записке говорилось: «Самоубийство посвящается одиноким воинам декаданса». Весной 2008 года в столице Коми на городском кладбище шестнадцатилетняя девушка-готесса повесилась на кресте: найдя в сети «Интернет» информацию о том, как гот может «красиво» расстаться с этим миром, она выполнила ритуал, описанный в Интернете.
Повышенная сложность психологического выведения ребенка, втянутого в движение готов, из этого движения.
Присущая тяга к посещению заброшенных зданий и сооружений, включая промышленные зоны.
Понятно, что педагогу очень сложно противостоять окружающей среде, которая предлагает его ученикам то неформальное движение, то нетрадиционных кумиров. Как разобраться во всем этом, как научиться вовремя распознавать те или иные деструктивные силы, которые могут не только осложнить жизнь подростка, но и деформировать его сознание, как сделать школу пространством, свободным от деструктивного влияния среды, как установить с родителями тот контакт, который поможет сохранить психологическое здоровье их детей? Обо всем этом мы надеемся поговорить на страницах нашей газеты в новом 2009 году.
Информация к сведению
Есть информация о том, что под предлогом работы с детьми и молодежью по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни идеологи различных нетрадиционных общественных движений и инициатив движения пытаются проникнуть в образовательные учреждения для вербовки новых членов. В последнее время в школы пытаются проникнуть представители молодежной субкультуры эмо. Молодежь, относящая себя к эмо, объединяет подростков 12-16 лет с суицидальными наклонностями, они делятся на три группы:
– представители музыкального течения, позиционирующие определенный образ жизни и пропагандирующие своим творчеством определенное мировоззрение;
– их слушатели, фанаты, потребители музыкального продукта и приверженцы этого явления;
– молодые люди, которые заимствуют внешнюю атрибутику и манеру поведения данной субкультуры.
Поклонники эмо носят одежду в розово-черных тонах с двухцветными узорами, красят волосы в иссиня-черный цвет, длинная челка, как правило, закрывает половину лица, ногти на руках покрашены черным лаком. На одежде – черные ремни с заклепками и значки. Характерная черта – пирсинг в ушах и на бровях. Согласно идеологии эмо ее представители бессмертны, а мечта каждого – умереть в теплой ванне от потери крови путем перезания вен в области запястья. Многие подростки – последователи эмо депрессивны. Замкнуты в своих рассуждениях, девочки очень склонны к самоубийствам по причине неразделенной любви. Молодые люди, вливающиеся в движение, полагают, что у них «аллергия на счастье». Они общаются со сторонниками посредством Интернета.
Комментарии