Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения ставят перед системой общего образования приоритеты в области обеспечения условий реализации образовательных программ, их структуры и результатов освоения.
Содной стороны, это повышение доступности и качества образования для всех детей -достижение обучающимися предметных результатов, соответствующих международным требованиям. С другой стороны – освоение детьми универсальных учебных действий, применимых для решения реальных жизненных и учебных задач. И если учитель, работающий сегодня в школе, владеет традиционными способами формирования и достижения предметных результатов, знаний, то умений по достижению личностных и мета-предметных результатов у него явно недостаточно, поскольку подобные задачи не входили ранее в обычную практику учителей. Таким образом, важным условием модернизации российского образования должна стать система повышения квалификации и постдипломного образования учителей, направленная на формирование и развитие психолого-педагогических компетенций педагогов, реализующих ФГОС НОО, и удовлетворяющая современным требованиям к квалификации педагога.
Для исследования сформированности представлений педагогов о способах развития у детей универсальных учебных действий в рамках ФГОС НОО в период с октября по ноябрь 2011 года мы провели эмпирическое исследование, в котором приняли участие учителя первой ступени образования школ, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования с 1 сентября 2011 года, и учителя пилотных школ, приступивших к работе по новым стандартам 1 сентября 2010 года. Экспериментальную группу составили 50 учителей начальных классов общеобразовательных школ Москвы, принимавшие участие в работе постоянно действующего обучающего семинара на базе окружного методического центра в 2010-2011 учебном году. В контрольную группу вошли 50 учителей Самары и 50 учителей Москвы, работающие в первых классах школ. Общее количество участников исследования – 150 человек. В ходе исследования респондентам было предложено ответить на 9 вопросов анкеты, раскрывающих понятия «план», «оценка» и «контроль деятельности».
Требования к современному учителю предъявлены национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»: новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Согласно требованиям единого справочника «Квалификационные характеристики должностей работников образования» учитель должен знать педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику преподавания предмета, современные педагогические технологии продуктивного дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения.
Основные компетенции современного учителя: умения учиться вместе со своими учениками, планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся, мотивировать учащихся, занимать экспертную позицию, оценивать, подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность, осуществлять рефлексию своей деятельности. Владение этими компетенциями необходимо учителю для того, чтобы в ходе урока стимулировать у обучающихся «…освоение ключевых компетенций, методов, способов мышления и деятельности на основе развития своих способностей», а также «оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать процесс достижения образовательных результатов и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки».
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование» определяет систему требований к общекультурным и профессиональным компетенциям будущих учителей начальной ступени образования. Стандарт построен на основе деятель-ностного и компетентностного подходов в высшем профессиональном образовании. Понятие «компетенция» раскрывается в нем как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.
Таким образом, повышение квалификации педагогов сегодня невозможно только на основе лекций, семинаров или изучения печатных источников. В странах, демонстрирующих высокие показатели качества школьного образования, подобные курсы организованы в форме практических занятий в школьном классе при решении реальных задач, поскольку «представление, что привнесенные извне идеи автоматически приведут к изменениям в классе и школе, глубоко ложно с точки зрения теории деятельности».
Важным условием успешной модернизации образования должна стать обновленная, ориентированная на профессиональное развитие система повышения квалификации и методического обеспечения деятельности педагогических кадров.
Реализация этой задачи требует совершенствования системы непрерывного образования учителей, так как для того, чтобы развивать в школе личность, способную к самосовершенствованию, самореализации, творчеству, конкуренции на рынке труда, учитель должен обладать теми компетентностями, которые он призван формировать у детей.
Исследования результатов реформирования системы образования, проведенные фондом «МакКензи» в 2007 году, показали, что увеличение автономии школ, объемов финансирования и снижение числа обучающихся в классе не могут повысить качество школьного образования. Согласно данным аналитического отчета рост качества образования не может быть достигнут лишь в ходе изменения организационной структуры, финансирования и децентрализации системы образования. Повысить результаты школьного обучения можно лишь посредством роста качества преподавания, повышения профессиональной компетентности педагогов. В исследовании отмечается, что «учащиеся в классах высококвалифицированных учителей прогрессировали в три раза быстрее, чем дети, которые попали к учителям низкой квалификации».
Основной вывод исследования, проведенного фондом «МакКензи», заключается в том, что «качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей». Для повышения образовательных результатов обучающихся необходимо повышать качество профессиональной деятельности учителей, уровень их профессиональной компетентности. При этом главные условия развития – способность осознавать недостатки своей профессиональной деятельности, владение передовыми педагогическими технологиями, мотивация к совершенствованию своей профессиональной практики.
Такой учитель придет в систему образования только через 6 лет и только в том случае, если вузы примут для реализации новый стандарт высшего профессионального образования в области подготовки учителей начальных классов. Следовательно, ведущую роль в преобразовании учителя, работающего сегодня, призвана сыграть система повышения квалификации и методического сопровождения, адекватная требованиям стандартов нового поколения.
Современный образовательный стандарт (ФГОС НОО) устанавливает в общем образовании приоритет метапредметных результатов. Развитие умения учиться становится первым шагом к самообразованию и самовоспитанию учащихся и основано на следующих ценностных ориентирах начального образования: – развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);
– достижение метапредмет-ных результатов через овладение способами учебной деятельности, формирование универсальных учебных действий.
Для осмысления этих приоритетов нам необходимо определиться с ответами на такие вопросы, как: «Что такое универ-
сальные учебные действия?», «Какими компетенциями должен обладать учитель, чтобы ученик овладел универсальными учебными действиями?», «Как организовать деятельность учащихся для реализации задачи формирования универсальных учебных действий?».
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса».
Формируя и развивая способность учащегося к самостоятельному усвоению новых знаний, формируя умения и компетентности, то есть умение учиться, учитель открывает учащимся возможность ориентироваться в областях, в построении учебной деятельности, осознавать ее цели.
Александр Асмолов предлагает такую классификацию видов учебных действий:
– личностные – личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообра-зование; нравственно-этическая ориентация;
– регулятивные – целеполага-ние; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция;
– познавательные – общеучебные; логические; постановка и решение проблемы; коммуникативные.
Универсальные учебные действия «обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения», они позволяют ставить учебные цели, находить и применять необходимые средства и способы их достижения, способствуют формированию способов контроля и оценки учебной деятельности и ее результатов; «создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками».
Какими компетенциями должен обладать учитель, чтобы ученик овладел универсальными способами учебной деятельности? В разделе «Требования к кадровому обеспечению реализации основной образовательной программы начального общего образования» ФГОС НОО описана система профессиональных требований к учителю начальной школы: «Кадры начальной школы должны иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способны к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни». Таким образом, учитель, планируя образовательный процесс, должен уметь определять основные результаты обучения, отбирать содержание образования с ориентацией на сущностные знания, понимать функции, содержание и структуру универсальных учебных действий, знать возрастные особенности учащихся, уметь организовывать их деятельность и разрабатывать системы задач для диагностики сформированности универсальных учебных действий.
Как организовать деятельность учащихся для реализации задачи формирования универсальных учебных действий? Ведущей в современном образовании становится концепция развивающего обучения, компетент-ностного подхода и дифференцированного обучения, направленных на формирование у детей компетентности в различных сферах деятельности как способности применять полученные знания, умения и навыки в реальной жизни. В.Зинченко провел анализ теории развивающего обучения, разработанной в отечественной психологической науке В.Давыдовым и Д.Элькони-ным. Ключевыми проблемами
теории развивающего обучения, по мнению автора, можно считать особенности формирования у школьников учебной деятельности и ее интериоризация, развитие познавательных процессов, а также взаимосвязь развития теоретического мышления и формирования учебных действий. Фундаментальное отличие развивающего обучения от классических подходов в общем образовании, программированного и проблемного обучения заключается в том, что «…предметом обучения и формирования являются учебная деятельность и учебные действия, а целью – развитие теоретического мышления…». При этом главным результатом учебной деятельности выступает становление у школьников «мышления и сознания теоретического типа» в ходе усвоения полноценных понятий. Структурной единицей мышления Зинченко считает понятие «способ объяснения», «средство размышления», «орудие мыслительной деятельности». Понятие формируется в ходе обобщения предметов и явлений окружающей действительности на основе выделения характерных признаков и существует не изолированно, а во взаимосвязи с другими понятиями.
В.Давыдов говорит о важности «присвоения» или «воспроизведения» образцов деятельности на новом качественном уровне, а не «подражания», отмечая активную роль школьников в процессе обучения. Успешное выполнение учебных действий обеспечивается основными мыслительными действиями: анализа, планирования, рефлексии, абстракции и обобщения – основными компонентами теоретического мышления. Необходимо отметить, что формирование теоретического мышления в дальнейшем выступает лишь как средство познавательного развития, способ освоения эмпирического и теоретического опыта в «зоне ближайшего развития».
Основные положения теории развивающего обучения разработаны В.Давыдовым относительно школьного возраста. Однако описывают универсальные пути развития мышления, свойственные каждому человеку и возникающие в ситуации обучения. Давыдов указывает на то, что «этому типу мышления свойственен анализ и рефлексия, благодаря которой человек постоянно рассматривает основания своих собственных мыслительных действий… Выполнение человеком такого умственного действия, как планирование». Галина Цукерман отмечает, что важными характеристиками развивающего обучения становятся «установка на поиск общего способа решения», «установка на понимание», «установка на выявление оснований того или иного заключения или вывода…».
Таким образом, знание основ развивающего обучения, применение методов формирования универсальных учебных действий, развитие способов самостоятельной учебной деятельности – ведущие критерии профессиональной компетентности учителя, реализующего федеральный государственный образовательный стандарт в начальной школе. Эффективность образования в этом случае зависит от того, насколько сам педагог владеет этими компетенциями, понимает структуру учебной деятельности, умеет организовать условия для формирования теоретического мышления обучающихся.
Комментарии