search
main
0

Готовы ли работодатели сотрудничать с вузами?

В рамках съезда были презентованы итоги первого мониторинга «Бизнес и образование – 2009», проведенного Российским союзом ректоров в январе – марте 2009 года. Стратегическая цель исследования – комплексный анализ взаимодействия образовательных учреждений и бизнес-структур в реализации политики на рынке труда, методов решения проблем занятости выпускников вузов, выявление тенденций развития в условиях экономического кризиса и разработка общей концепции этого взаимодействия.

Нынешний мониторинг – едва ли не первая попытка независимо оценить точку зрения двух сторон – вузов и работодателей – на проблему трудоустройства выпускников высшей школы. Отсутствие реальной и прогностической информации о структуре экономики не позволяет опираться на сколько-нибудь адекватные представления при планировании государственного задания на подготовку специалистов. Кроме того, существует проблема неспособности бизнеса формулировать свои собственные профессиональные стандарты по направлениям деятельности, что не позволяет выстраивать систему требований к компетенциям выпускников.

Приглашение к участию в мониторинге было разослано 820 вузам. Откликнулись на него 163 высших учебных заведения. В качестве респондентов выступили вузы, относящиеся к Сибирскому федеральному округу (14,4%), Северо-Западному (10,4%), Центральному (40,3%), Приволжскому (20%), Дальневосточному (1,4%), Уральскому (3,5%), Южному федеральному округу (10%). По своей специализации в выборке представлены классические вузы (26,5%), гуманитарные (27,2%), творческие (2,6%) и технические (43,7%).

В бизнес-сообществе в качестве респондентов были выбраны 239 ведущих работодателей, которые активно позиционируют себя на молодежном рынке труда, предоставляют студентам возможность пройти учебную практику и стажировку в компании, поддерживают стратегическое сотрудничество с высшей школой. В структуре работодателей представлены российские (54,8%) и международные (45,2%) компании; частные (69,5%) и государственные (20,5%) структуры, а также имеющие смешанную форму собственности (9%). По сфере деятельности компании подразделены на добывающие (4,4%), обрабатывающие производства (24,4%); торговые предприятия (4,4%); предприятия в сфере транспорта и связи (4,4%); финансовые компании (17,7%); компании, осуществляющие операции с недвижимым имуществом (26,6%); производящие и распределяющие электроэнергию, газ, воду (2,2%).

Каковы же результаты мониторинга?

Взаимодействие вузов с бизнес-структурами

В 66,7% вузов, принявших участие в исследовании, объем финансовых поступлений от реализации всех направлений сотрудничества с бизнес-структурами в 2007 году в среднем составил 110 миллионов 117,2 тысячи рублей, в 2008 году увеличился до 155 миллионов 88,5 тысячи, в 2009 году прогнозируется снижение до 130 миллионов 778,1 тысячи рублей (см. диаграмму 1). При этом представить информацию о возможных изменениях ситуации в 2009 году не смогли 1/3 вузов, что на 6% больше по сравнению с 2008 годом.

Важно отметить, что объем финансовых поступлений от реализации всех направлений сотрудничества с бизнес-структурами в зависимости от вуза распределяется достаточно неравномерно.

Трудоустройство молодых специалистов

Подавляющее большинство компаний-работодателей (90%) в 2008 году принимали на работу молодых специалистов (выпускников и студентов вузов). В текущем году 4,4% компаний-работодателей не планируют принимать на работу молодых специалистов, что на 2,2% выше показателя 2008 года. Другие компании сокращают количество принимаемых молодых специалистов в среднем на 25%).

Следует отметить, что в 8,9% опрошенных бизнес-структур статистика учета молодых специалистов, принятых на работу, не ведется в принципе.

Интересным представляется вопрос о сферах бизнеса, в которые планируется проводить набор молодых специалистов в 2009 году. Наиболее востребованы работодателями направления «Экономика и финансы» (31% компаний планирует проводить набор молодых специалистов по этому направлению), «IT, связь» (22,2%). Направления «Бухгалтерия, аудит», «Производство», а также «Продажи» набрали по 6,7%; направления «Менеджмент, управление» и «Маркетинг, реклама, PR» – по 4,4% соответственно; «Обслуживающий персонал, секретариат» – 2,2%.

Большинство вузов стремится трудоустроить своих выпускников по предварительным договоренностям с работодателями. К ним могут быть отнесены:

договоры о реализации целевых образовательных программ;

договоры о целевой подготовке в рамках существующих образовательных программ;

договоры о практике студентов, часть которых затем принимается на работу в соответствующие структуры.

При этом уверенность в трудоустройстве своих выпускников по договорам всех видов в 2009 году сохраняется только у 62,7% вузов, что на 10% меньше по сравнению с предыдущими годами.

73% вузов поощряют проведение целевых кампаний по привлечению студентов и выпускников. Так, в 2007 году в указанных мероприятиях в среднем по вузу участвовало 44 бизнес-структуры, в 2008 году эта цифра увеличилась до 54. Согласно предварительным прогнозам вузов, в 2009 году интерес к подобным целевым кампаниям среди студентов останется практически на том же уровне, хотя и отмечается некоторое снижение до 46,5 мероприятий в вузе.

Организация практики

Число студентов, проходящих практику в компаниях по соответствующим договорам, ежегодно растет: в 2007 году оно составило в среднем 47% от общего числа студентов вуза, в 2008 году – 49%, в 2009 году – 50%.

Несмотря на то что в исследовании принимали участие только те компании, которые активно работают с молодыми специалистами и выпускниками, 8,9% из них не организуют практику для студентов. Для 4,4% работодателей предоставить такую информацию оказалось затруднительным. Большинство же компаний поддерживают такую форму сотрудничества, причем половина работодателей (42,2%) предоставляет студентам возможность пройти оплачиваемую учебную практику по специальности, другая половина компаний (44,4%) практику не оплачивают (см. диаграмму 2).

Компании, которые оплачивают студенческую практику, как правило, имеют нормативное правовое сопровождение данной деятельности, то есть заключают договоры с вузами, а у работодателей, которые не оплачивают практику студентов, указанные договоры отсутствуют.

62,2% опрошенных бизнес-структур предлагают программы стажировок или программы набора и развития молодых специалистов в целях создания резерва управленческих кадров компании, 24,4% компаний таких программ не имеют, но планируют создать. 13,3% бизнес-структур уверены, что не имеют потребности в подобного рода программах.

Лишь 20% опрошенных бизнес-структур планируют продолжить набор на стажировку (или программу развития молодых менеджеров) в 2009 году в прежнем объеме. Большая часть компаний (42,2%) планирует продолжить набор молодых специалистов, но в сокращенном объеме; 11,1% компаний не имеют возможности продолжать такие программы. Важно отметить, что в 20% бизнес-структур решение по этому вопросу еще не принято, что, видимо, говорит не в пользу продолжения подобных мероприятий.

Целевая подготовка студентов

В большинстве вузов (76,4%) есть студенты, обучающиеся по договорам о целевой контрактной подготовке. В среднем их доля составляет 15,6%. При этом в последнее время число таких студентов уменьшается.

Объем финансирования целевой подготовки студентов бизнес-структурами также снижается практически в 2 раза.

Совместные образовательные программы

43% вузов, принявших участие в исследовании, внедряют инновационные образовательные программы, учреждаемые совместно с бизнес-структурами. При этом объем поступлений от реализации совместных образовательных программ в 2007 году составил 37 миллионов 639,14 тысячи рублей, в 2008 году – 36 миллионов 174,51 тысячи, а в 2009 году вузы планируют получить лишь 25 миллионов 956,41 тысячи рублей.

Выводы

Данные, полученные в результате пилотного исследования, позволяют сделать некоторые предварительные выводы и выявить определенные тенденции. Во-первых, это серьезное сокращение взаимодействия образовательных учреждений высшей школы и бизнес-структур в 2009 году, свертывание многих программ, которые еще в 2008 году достаточно активно развивались. Во-вторых, отсутствие оперативной и систематизированной информации у 27,5% вузов и 10,3% бизнес-структур, каналов ее передачи и налаженного механизма обратной связи. В-третьих, отсутствие у 1/3 вузов каких-либо краткосрочных прогнозов по функционированию образовательных учреждений в 2009 году.

Мониторинг позволяет рельефно обозначить проблемные зоны, которые заслуживают внимания и указывают на целесообразность проведения более глубокого регулярного анализа:

1. Механизмы и структуры, отвечающие за взаимодействие вузов и бизнеса, периодичность и продолжительность такого взаимодействия, субъекты и каналы обмена информацией.

2. Методы сбора оперативной и долгосрочной информации в вузах и бизнес-структурах, возможности ее анализа и перспективы использования в стратегическом прогнозировании и антикризисном управлении.

3. Условия, повышающие привлекательность приема на работу выпускников конкретных вузов. Портрет квалифицированного молодого специалиста.

4. Условия формирования высококвалифицированного специалиста: возможности объединения усилий бизнес-сообщества и высшей школы.

5. Проблемы востребованности бакалавров и магистров в различных областях бизнеса в связи с реформированием образовательного пространства.

6. Целевая подготовка студентов как механизм гарантированного трудоустройства: целесообразность и перспективы.

7. Механизмы и методы включения студентов в практическую деятельность бизнес-структур, организация стажировок. Возможности и перспективы становления института супервизорства в современной России.

8. Специфика и механизмы совместных научных разработок научных школ образовательных учреждений и бизнес-сообщества. Проблемы использования потенциала научных школ в практике бизнеса.

9. Целесообразность повышения квалификации и переподготовки кадров в современных вузах.

10. Необходимость участия представителей бизнес-структур в непосредственном образовательном процессе как условие сбалансированности потребностей работодателей, рынка образовательных услуг и населения в целом. Корпоративные университеты.

11. Нормативно-правовое сопровождение взаимодействия бизнес-сообщества и высшей школы, возможности и субъекты управления указанным взаимодействием.

6. как механизм гарантированного трудоустройства: целесообразность и перспективы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте