Необходимость для системы среднего профессионального образования перестроить свою работу по подготовке специалистов востребованных профессий и специальностей в полной мере ощущается в наши дни. В условиях постоянного динамичного совершенствования форм, методов, механизмов обучения задача образовательных организаций СПО будет заключаться в оперативном и эффективном реагировании на те изменения, которые происходят в экономике и промышленности, в адаптации образовательной системы к изменяющимся потребностям.
Динамика, связанная с современной перестройкой всех экономических сфер, а также с быстрой сменой технологий, задает спрос на новые типы компетенций и новые формы подготовки. С одной стороны, растет спрос на работников, обладающих максимальной гибкостью и высокой креативностью, готовых к самостоятельному действию и командной работе, способных работать в разных культурах и с разными технологическими средами, то есть меняются требования к базовому образованию. С другой стороны, существует спрос на высокоскоростное образование в учреждениях, которые готовят работников под узкий круг задач для данного рабочего места, тот самый линейный персонал. С третьей стороны, все выше потребность в моделях сквозного обучения на протяжении всей жизни, позволяющих обеспечить непрерывное дообучение персонала в соответствии с меняющимся кругом задач, подготовка мультиспециалистов. Это предполагает существенную реорганизацию системы среднего профессионального образования, а также задает новые требования к общему образованию.
И еще очень важный аспект: увеличивается доля студентов учреждений среднего профессионального образования, которые ищут свой путь, понимают смысл саморазвития, готовы ставить собственные цели. Именно эти ребята становятся главными «потребителями» индивидуальных образовательных траекторий, тесно связывающих вместе область учебы, работы и личного развития. И система среднего профобразования должна быть готова к работе с такой молодежью.
Осознание этих вызовов требует новых моделей образования, которое будет максимально эффективно использовать современные технологические среды, сможет продуктивно отвечать на запросы экономики и общества, а сами студенты будут уверены в своем будущем и трудоустройстве.
Это требование в полной мере относится и к среднему профессиональному образованию. Важным показателем эффективности изменений в этой области стали результаты профессиональных конкурсов. Это не только шаг к повышению престижа рабочих профессий и специальностей, но и хорошая возможность ориентироваться на самые передовые рубежи в подготовке кадров.
В настоящее время, наверное, не существует образовательной организации, которая бы не искала новых путей повышения качества образования. И в этом поиске важно понимать, что оно не может существовать само по себе, без тесного сотрудничества с социальными партнерами разных уровней. Колледжи и техникумы одни из первых в силу специфики реализуемых ими образовательных программ должны оперативно и эффективно реагировать на изменения, происходящие в обществе и экономике, адаптируя образовательный процесс к изменяющимся потребностям.
В этой связи важным фактором является уровень развития экономического и управленческого потенциала профессиональной образовательной организации: гибкость системы управления, эффективность маркетинговой политики и системы финансового менеджмента, в особенности в области планирования, прогнозирования и контроля управления финансовыми ресурсами образовательной организации.
Партнерство колледжа и работодателя – это главный путь к успеху и основной механизм взаимовыгодного и эффективного сотрудничества государственных, общественных и коммерческих организаций с целью повышения качества образования.
Соответствие требованиям работодателя – задача каждого колледжа, техникума, образовательного комплекса. А сформированность профессиональных компетенций определяется стандартами квалификационного экзамена. В Москве уже есть такой опыт, когда студенты сдают квалификационный экзамен по программе работодателя и на его оборудовании.
Для выпускника колледжа преимущество такого экзамена очевидно. Соответствующий сертификат – это определенная ценность, которую можно предъявлять во время собеседования при трудоустройстве. Есть плюсы и для самого колледжа: он может более объективно оценить качество своих программ. Выгоды получают и работодатели, приходящие на экзамен. Темы выпускных квалификационных работ студентов согласовываются с представителями компании или предприятия. И работодатели могут присмотреться к своим потенциальным сотрудникам как непосредственно во время их практики, так и во время экзамена и уже сейчас подписать с ними трудовой договор. Тогда начать свою работу в компании выпускники колледжа могут сразу же при получении диплома.
Во время трудоустройства выпускник, имеющий большее число баллов, имеет больше шансов быть приглашенным на выгодную и интересную работу. Это становится дополнительным стимулом и шансом получить интересную и высокооплачиваемую работу сразу же по окончании учебы. По сути, демонстрационный экзамен выводит на новый уровень систему подготовки кадров.
Профильный уровень – это усложненная программа демонстрационного экзамена, оценочные материалы для него разработаны еще и с учетом квалификационных требований работодателей. Успешная сдача демонстрационного экзамена такого уровня дает студентам существенное преимущество: на аттестации часто присутствуют работодатели, и у выпускников появляется возможность не только наглядно продемонстрировать свои профессиональные навыки, но и получить предложение о трудоустройстве.
Все это стало серьезным шагом в развитии практико-ориентированного обучения и сокращении разрыва между выпускаемыми специалистами и конкретными профессионалами, которые придут на рабочие места. Но самое главное – это понимание, что мы движемся в правильном направлении!
Мария КОРСАКОВА, ведущий специалист проектно–организационного отдела Московского центра развития профессионального образования
Справка
Что связывает колледжи и индустриальных партнеров
Предприятия Москвы – это будущие работодатели выпускников. Поэтому взаимодействие системы среднего профессионального образования и индустриальных партнеров имеет огромное значение для экономического развития столицы и позволяет обеспечить подготовку квалифицированной рабочей силы, которая отвечает потребностям рынка труда. Колледжи города, сотрудничающие с индустриальными партнерами, получают больше возможностей для разработки образовательных программ, оснащения учебных лабораторий и привлечения квалифицированных специалистов в качестве преподавателей. Так студенты получат более качественное практико-ориентированное образование, которое соответствует современным стандартам и запросу предприятий из самых разных отраслей экономики. Взаимодействие с индустриальными партнерами открывает для студентов колледжей больше возможностей для стажировок и практик, где они могут получить реальный опыт работы и узнать, как функционирует и развивается отрасль, с которой связана их будущая профессия. Такая система сотрудничества предприятий и образовательных организаций – система открытого обмена опытом и взаимного интереса – выгодна всем участникам: студентам и их родителям, которые беспокоятся о стабильном будущем своих детей, педагогам и мастерам производственного обучения и работодателям, которые, сделав вклад в образование будущих работников, получат кадры, которых ждут.
Комментарии