search
main
0

Готовы к неожиданностям

Становление профессионала - процесс долгий и сложный

За годы преподавания, чтения курсов повышения квалификации, участия в конференциях и семинарах, просто встреч с коллегами мне часто приходилось слышать одни и те же вопросы и комментарии. Со временем я их классифицировала и стала использовать на собственных занятиях с коллегами: «Ну английский я уже выучила, а что дальше?», «Сколько лет надо учить предмет, чтобы достичь вашего уровня?», «Как поддерживать дисциплину и мотивацию?», «Как общаться с родителями?»

Иногда, работая над очередной статьей или докладом, я не могу удержаться от мысли, что уже не раз все это говорила и писала, как на русском, так и на английском языках. Затем напоминаю себе: каждый год в каждую школу приходит хотя бы один молодой учитель. Люди разные, а проблемы все те же, им нужна помощь. В последнее время, особенно за два года пандемии, остро встал вопрос не только об использовании ИКТ. В связи с тем что регулярно и непредсказуемо происходит переход от очного обучения к дистанционному и обратно, а методическая помощь и зарплата оставляют желать лучшего, нужно обратить больше внимания на использование техники, различных платформ типа Skype, Zoom. Необходимо осуществлять реальную методическую помощь, разгружать учителя, избавлять от излишней бюрократической нагрузки, помогать материально. Однако техника, по-моему, не главное, обучить последовательности нажимания кнопок можно довольно быстро.
Основная проблема, о которой говорят все предметники, – то, что при дистанционном обучении преподаватель не имеет возможности видеть разом весь класс. Значит, реальный контроль над нашими вечными «китами» – дисциплиной и мотивацией – фактически отсутствует.

Начнем с азов. Давайте мысленно подставим к типичным вопросам формулировку «в условиях дистанционного обучения».

Окончив вуз, любой выпускник вправе считать, что получил необходимый набор знаний по предмету. На старших курсах проходит практика в школах, обычно под присмотром ведущего, куда более опытного учителя. Во что выливается практика при внезапном переходе на «удаленку»? По-моему, этот вопрос заслуживает отдельного рассмотрения, внимания органов образования. Но представим себе идеальную ситуацию. Молодой специалист, вооруженный дипломом и знаниями, уверенно приходит в реальный класс. Что происходит дальше? За годы работы мне попалась лишь одна молодая учительница, которая, как и я, не знала, что такое проблемы с дисциплиной. Заходя в кабинет, она радостно приветствовала ребят, в то время как на доске уже были написаны различные темы, развешаны плакаты, был готов раздаточный материал. На лице – улыбка, и дети платили ей добрым отношением. Мы не раз обменивались с ней мнениями. Я рассказала, что каждый день начинаю урок с одной и той же фразы на английском языке: «Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть». На следующем занятии школьники отвечали мне тем же. На курсах повышения квалификации преподавателей я использовала ту же форму приветствия; требовалось несколько занятий, прежде чем взрослые начинали неуверенно отвечать мне тем же. Однако важно не просто сказать добрые слова, их нужно чувствовать, тогда и наше ощущение передается ребятам.

Другие примеры легко группируются по первым впечатлениям: «Это не дети, а монстры! Я к ним со всей душой, а они!..» В таком случае исходов всего два. Либо человек увольняется, порой даже не дождавшись окончания первой четверти; либо постоянно кричит и применяет карательные меры. «Мне надо, чтобы они сидели смирно, поднимали руку и ждали, пока я разрешу отвечать, – жаловалась учительница вторых классов. – А они выскакивают, выкрикивают ответы с места, работать невозможно!»

Сколько лет требуется работать, чтобы достичь высокого уровня знаний? Процесс познания бесконечен. Любой язык постоянно меняется, в него входят новые слова, выпадают устаревшие выражения и понятия. Нельзя решить, что вы уже полностью выучили свой предмет, и остановиться. Сегодня любой ученик даже в начальной школе, проверяя сказанное учителем на уроке с помощью вечно присутствующего гаджета, способен внезапно поправить всезнающего взрослого. С другой стороны, если вам задали вопрос, а вы не знаете ответа, можно спокойно ответить: «Не знаю, но мы можем вместе проверить к следующему уроку». Не случайно сейчас часто можно встретить определение по-настоящему образованного человека. Это тот, кто знает, где и как найти нужную информацию.

Работая с детьми, всегда нужно быть готовым к неожиданностям. Если ваш класс ведет себя очень тихо, апатично, значит, либо дети не понимают ваших объяснений, либо им просто скучно. Чем старше школьники, тем быстрее они понимают простую истину. У вас в руках мощное орудие воздействия, а именно классный журнал. Выставили двойку за поведение, написали записку родителям.
И получили репутацию злюки. Детские суждения о нас продиктованы простейшими причинами, которые не имеют ничего общего с логикой: «Плохая учительница, поставила мне два!» или «Хорошая учительница, поставила мне пять!» Естественно, имеется в виду один и тот же человек. Более того, на другой день тот, кто был рассержен плохой оценкой, может ее исправить, и учительница сразу станет хорошей.

Школьная триада (учитель – ученик – родитель) присутствует с первого до последнего дня учебы. Если вы молодой специалист, не имеющий своих детей, и ваш опыт общения с взрослыми (не родственниками) в основном сводится к взаимодействию с вашими преподавателями, постарайтесь подготовиться к первому родительскому собранию или встрече с конкретным родителем.
Посоветуйтесь с коллегами, повторите нехитрые постулаты. Ваш юный возраст и отсутствие опыта не имеют значения. Для учащихся вы взрослый, они не думают о том, сколько вам лет, какой ваш стаж. Родители могут посетовать, а могут и порадоваться тому, что у их ребенка появился молодой учитель. Вы тот человек, который несет знания по предмету детям, ставит им оценки, в конечном счете от вас зависит, каким будет аттестат. Придя на собрание или подключившись к нему виртуально, они будут вас слушать и задавать вопросы.

Впрочем, бывают и иные ситуации. «Ну тупизм! Не знаю, как ваши дети сдадут ЕГЭ!» – кричала учительница на каждом собрании в выпускном классе. В кабинете царила тишина, родители молча терпели, прекрасно понимая, какие карательные меры последуют за любым высказыванием против. Да, часто приходилось слышать и негативные отзывы родителей о своих чадах. Если у нас, педагогов, возникало подозрение, что ребенка в семье могут физически наказать за плохую успеваемость, мы всегда молчали. И старались помочь «этому дураку» или «этой обезьяне» на своих уроках. Когда удается наладить нормальный контакт, добиться взаимопонимания, когда вы ощутили, что все взрослые работают слаженно на благо детей, вам будет несравненно легче. Один из простейших способов вызвать в родителях симпатию и добиться поддержки – похвалить их ребенка за что угодно. Посмотрите на свой класс по-новому, найдите, за что сказать слово одобрения каждому.

Дисциплина и мотивация не только вечные темы, они заслуживают отдельного разговора. Каким образом поддерживать их в новых условиях – следующая тема.

Нина КОПТЮГ, Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте