search
main
0

Готовьте с удовольствием!

Из «Книги о полезном, здоровом и вкусном образовательном занятии»

Окончание. Начало в «МП» №18-19, 21-24, 26-28

 

Не случайно питание и воспитание являются однокоренными словами. Здоровое образование – это вкусное и полезное питание человеческой души, интеллек­та и эмоций, способствующее личностному развитию и со­вершенствованию. Только счастливый человек может да­рить радость другим, помогать в преодолении трудностей, ве­сти за собой и быть рядом, по­казывать дорогу и совместно осваивать нужные пути. Учи­тель и Наставник – это те лю­ди, которые необходимы каж­дому человеку на Земле. Пусть им хватает сил и энергии на не­сение этой непростой миссии. Уверен, что среди читающих книгу много именно таких пе­дагогов.

Осталось поговорить толь­ко о литературе, посовето­вать, что можно почитать, причем не только научное и публицистическое, но и художествен­ное. Нередко с печалью слышу, что педагогам некогда читать худо­жественные произведения. Когда со мной такое происходит, пони­маю, что делаю что-то в жизни не то. Хотя бы полчаса перед сном, в электричке или метро, в очереди или за чашкой кофе – если полу­чаешь удовольствие и имеешь привычку, то время найдешь. Осталь­ное – отговорки. Оправдаться перед другими можно, но себя об­мануть нельзя, здесь важна честность. Я искренне сочувствую тем, кто не может читать (даже если заменяет книги просмотром филь­мов или роликов). Надеюсь, что не доживу до того времени, когда книга станет чем-то вроде старинной шарманки. И верю, что тако­го не произойдет. Сегодня электронные книги очень удобны – во­жу с собой в командировки и путешествия целые библиотеки, могу позволить себе параллельно наслаждаться несколькими сюжетами (не все так любят читать, и я их понимаю, но сам и много лет назад периодически читал несколько бумажных книг сразу, а кто-то не до­пускает электронный формат в «святая святых» чтения). Меняют­ся формы и форматы, но остается главное – готовность совершить путешествие в фантастический мир, насладиться не только поворо­тами сюжета, но и стилем, «вкусными» оборотами речи, жемчужи­нами неожиданных слов и их сочетаний.

Чтение художественной литературы – показатель воображе­ния (в цифровую эпоху и эпоху тотальной визуализации всего на свете – особый вызов для человека, требование «трудиться голо­вой», не лениться и не только использовать готовые решения, про­являть свою креативность и помнить о своей уникальности как лич­ности). На всех своих курсах даю задание для учителей и студентов составить список художественной литературы (с определенным со­держательным акцентом в зависимости от содержания дисципли­ны и особенностей аудитории), которую рекомендовали бы про­читать (обычно от 5 до 10 произведений – минимум и максимум). При этом прошу избежать банальностей и проверенного пути под­борки классических произведений, которые почти все прочитали еще в школе. Одной из задач является и показ способности удивить своими советами. А затем требуется за короткое время (обычно от 5 до 10 минут) представить перед всеми свои рекомендации (все произведения или часть), чтобы возникло желание прочитать.

Полезная научная, научно-популярная, методическая и художественная литература для тех, кто хочет углубить свои знания и развивать понимание образовательного процесса

 

Здоровое

То, что использовалось в данной книге и рекомендуется прочи­тать для углубления знаний и получения дополнительной информа­ции по рассматривавшимся вопросам.

Книга о вкусной и здоровой пище. – М. ; Ленинград : Пищепромиздат, 1939. – 436 с. (и все другие последующие книги)

Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. – 2-е изд. – М. : Альпина Паблишер, 2022. – 288 с.

Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспекти­вы. – М. : Просвещение, 2012. – 447 с.

Селигман М. Как научиться оптимизму: Измените взгляд на мир и свою жизнь. – М. : Альпина Паблишер, 2015. – 430 с.

Иоффе А.Н. Мотивирующее обучение: теоретические вопросы и практические рекомендации: учебное пособие. – М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 194 с.: ил.

Развитие личностного потенциала на занятиях: Учебное пособие / А.Н.Иоффе, Л.В.Бычкова. – М. : Благотворительный фонд «Вклад в будущее», 2021. – 280 с. – URL: https://vbudushee.ru/upload/lib/RLP_na-zanyatiakh.pdf.

Чиксентмихайи М. Поток. Психология оптимального пережива­ния. – М. : Альпина нон-фикшн, 2020. – 520 с.

Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А.Ле­онтьева. – М. : Смысл, 2011. – 679 с.

Ясвин В.А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, про­ектирование, управление. – М. : Народное образование, 2019. – 448 с.

 

Полезное

Литература, которая поможет в профессиональном развитии, даст необычную и нужную информацию о педагогической деятельности

Анчаров М.Л. Как птица Гаруда : роман. – М. : Советский писатель, 1989. – 319 с.

Левонтина И.Б. Русский со словарем. – М. : Азбуковник, 2010. – 364 с.

Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Русский язык, 1991. – 534 с.

Снегирев И.М. Словарь русских пословиц и поговорок. – Н. Новго­род : «Русский купец», «Братья славяне», 1996. – 642 с.

Шелл Р.  Стратегия успеха: Как избавиться от навязанных стереотипов и найти свой путь. – М. : Альпина Паблишер, 2014. – 303 с.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М. : Искусство, 1986. – 445 с.

Успенский Л.В. Слово о словах. Почему не иначе? – Ленинград: Дет­ская литература, 1971. – 716 с.

Морева Н.А. Современная технология учебного занятия. – М. : Про­свещение, 2007. – 158 с.

Нисбетт Р. Что такое интеллект и как его развивать. – М. : Альпина нон-фикшн, 2013. – 344 с.

Буайе П. Анатомия человеческих сообществ. Как сознание определя­ет наше бытие. – М. : Альпина нон-фикшн. – 2019. – 436 с.

 

Вкусное

Художественная литература, которая может быть интересна и поучительна, где поднимаются и художественно осмысливаются важные вопросы

Фрай М. Дар Шаванахолы. – М. : АСТ, 2017. – 416 с.

Войнович В.Н. Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина. – СПб. : Азбука, 2020. – 384 с.

Гессе Г.  Игра в бисер / Пер. с нем. С.К.Апта; Вступ. ст. Н.С.Павло­вой; иллюстрации И.Н.Мель­ни­ко­ва. – М. : Правда, 1992. – 493 с.

Тендряков В.Ф. Затмение: Повести. – М. : Современник, 1986. – 685 с.

Васильев Б.Л. Век необычайный. – М. : Вагриус, 2003. – 234 с.

Клюев Е.В. Между двух стульев. – М. : Гаятри, 2006. – 237 с.

Михалков-Кончаловский А.С. Низкие истины. – М. : ТОО «Коллек­ция «Совершенно секретно», 1998. – 381 с.

Губерман И.М. Избранное. – Смоленск : Русич, 2004. – 608 с.

Дудинцев В.Д. Новогодняя сказка. – М. : Московский рабочий, 1965. – 40 с.

Рэнд А. Источник / Пер. с англ. [Д.В.Костыгин]. – М. : Альпина Паблишер, 2011. – 799 с.

Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Гадкие лебеди. – СПб. : Terra fantastica, 1993. – 605 с.

Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз. – 2-е изд. – М. : Albus corvus, 2016. – 346 с.

Голдинг У.  Повелитель мух; Чрезвычайный посол. – М. : АСТ, 2006. – 714 с.

Харрис Д. Джентльмены и игроки. – М. : Эксмо, 2013. – 537 с.

Сеттерфилд Д. Тринадцатая сказка. – СПб. : Азбука, 2014. – 459 с.

Шустерман Н. Беглецы. – М. : Астрель, 2012. – 702 с.

 

Любая книга, как и застолье, рано или поздно заканчивается. Нельзя наесться на всю жизнь, как и ответить на все существую­щие вопросы в образовании. Пока жив человек, остаются перспек­тивы на будущее, возникают новые направления развития, плани­руются другие события, встречи, углубляются идеи и расширяются методики. Очень хочется надеяться, что представленный матери­ал даст возможность творчески переработать рекомендации и ис­пользовать предложенные приемы с учетом конкретной образова­тельной ситуации, особенностей своих обучающихся и места заня­тия в системе курса. Универсальных решений нет, но существуют образцы и модельные примеры, общие рамки и закономерности. Конечно, большинство примеров и рекомендаций было ориенти­ровано на школьное образование, в котором автор имеет основной педагогический опыт, но перспективы содержательной переработ­ки есть, что позволит применить профессиональные советы в раз­ных ситуациях.

Андрей ИОФФЕ, доктор педагогических наук, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте