Окончание. Начало в «МП» №18-19, 21-24, 26-28
Не случайно питание и воспитание являются однокоренными словами. Здоровое образование – это вкусное и полезное питание человеческой души, интеллекта и эмоций, способствующее личностному развитию и совершенствованию. Только счастливый человек может дарить радость другим, помогать в преодолении трудностей, вести за собой и быть рядом, показывать дорогу и совместно осваивать нужные пути. Учитель и Наставник – это те люди, которые необходимы каждому человеку на Земле. Пусть им хватает сил и энергии на несение этой непростой миссии. Уверен, что среди читающих книгу много именно таких педагогов.
Осталось поговорить только о литературе, посоветовать, что можно почитать, причем не только научное и публицистическое, но и художественное. Нередко с печалью слышу, что педагогам некогда читать художественные произведения. Когда со мной такое происходит, понимаю, что делаю что-то в жизни не то. Хотя бы полчаса перед сном, в электричке или метро, в очереди или за чашкой кофе – если получаешь удовольствие и имеешь привычку, то время найдешь. Остальное – отговорки. Оправдаться перед другими можно, но себя обмануть нельзя, здесь важна честность. Я искренне сочувствую тем, кто не может читать (даже если заменяет книги просмотром фильмов или роликов). Надеюсь, что не доживу до того времени, когда книга станет чем-то вроде старинной шарманки. И верю, что такого не произойдет. Сегодня электронные книги очень удобны – вожу с собой в командировки и путешествия целые библиотеки, могу позволить себе параллельно наслаждаться несколькими сюжетами (не все так любят читать, и я их понимаю, но сам и много лет назад периодически читал несколько бумажных книг сразу, а кто-то не допускает электронный формат в «святая святых» чтения). Меняются формы и форматы, но остается главное – готовность совершить путешествие в фантастический мир, насладиться не только поворотами сюжета, но и стилем, «вкусными» оборотами речи, жемчужинами неожиданных слов и их сочетаний.
Чтение художественной литературы – показатель воображения (в цифровую эпоху и эпоху тотальной визуализации всего на свете – особый вызов для человека, требование «трудиться головой», не лениться и не только использовать готовые решения, проявлять свою креативность и помнить о своей уникальности как личности). На всех своих курсах даю задание для учителей и студентов составить список художественной литературы (с определенным содержательным акцентом в зависимости от содержания дисциплины и особенностей аудитории), которую рекомендовали бы прочитать (обычно от 5 до 10 произведений – минимум и максимум). При этом прошу избежать банальностей и проверенного пути подборки классических произведений, которые почти все прочитали еще в школе. Одной из задач является и показ способности удивить своими советами. А затем требуется за короткое время (обычно от 5 до 10 минут) представить перед всеми свои рекомендации (все произведения или часть), чтобы возникло желание прочитать.
Полезная научная, научно-популярная, методическая и художественная литература для тех, кто хочет углубить свои знания и развивать понимание образовательного процесса
Здоровое
То, что использовалось в данной книге и рекомендуется прочитать для углубления знаний и получения дополнительной информации по рассматривавшимся вопросам.
Книга о вкусной и здоровой пище. – М. ; Ленинград : Пищепромиздат, 1939. – 436 с. (и все другие последующие книги)
Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. – 2-е изд. – М. : Альпина Паблишер, 2022. – 288 с.
Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы. – М. : Просвещение, 2012. – 447 с.
Селигман М. Как научиться оптимизму: Измените взгляд на мир и свою жизнь. – М. : Альпина Паблишер, 2015. – 430 с.
Иоффе А.Н. Мотивирующее обучение: теоретические вопросы и практические рекомендации: учебное пособие. – М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 194 с.: ил.
Развитие личностного потенциала на занятиях: Учебное пособие / А.Н.Иоффе, Л.В.Бычкова. – М. : Благотворительный фонд «Вклад в будущее», 2021. – 280 с. – URL: https://vbudushee.ru/upload/lib/RLP_na-zanyatiakh.pdf.
Чиксентмихайи М. Поток. Психология оптимального переживания. – М. : Альпина нон-фикшн, 2020. – 520 с.
Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А.Леонтьева. – М. : Смысл, 2011. – 679 с.
Ясвин В.А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. – М. : Народное образование, 2019. – 448 с.
Полезное
Литература, которая поможет в профессиональном развитии, даст необычную и нужную информацию о педагогической деятельности
Анчаров М.Л. Как птица Гаруда : роман. – М. : Советский писатель, 1989. – 319 с.
Левонтина И.Б. Русский со словарем. – М. : Азбуковник, 2010. – 364 с.
Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Русский язык, 1991. – 534 с.
Снегирев И.М. Словарь русских пословиц и поговорок. – Н. Новгород : «Русский купец», «Братья славяне», 1996. – 642 с.
Шелл Р. Стратегия успеха: Как избавиться от навязанных стереотипов и найти свой путь. – М. : Альпина Паблишер, 2014. – 303 с.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М. : Искусство, 1986. – 445 с.
Успенский Л.В. Слово о словах. Почему не иначе? – Ленинград: Детская литература, 1971. – 716 с.
Морева Н.А. Современная технология учебного занятия. – М. : Просвещение, 2007. – 158 с.
Нисбетт Р. Что такое интеллект и как его развивать. – М. : Альпина нон-фикшн, 2013. – 344 с.
Буайе П. Анатомия человеческих сообществ. Как сознание определяет наше бытие. – М. : Альпина нон-фикшн. – 2019. – 436 с.
Вкусное
Художественная литература, которая может быть интересна и поучительна, где поднимаются и художественно осмысливаются важные вопросы
Фрай М. Дар Шаванахолы. – М. : АСТ, 2017. – 416 с.
Войнович В.Н. Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина. – СПб. : Азбука, 2020. – 384 с.
Гессе Г. Игра в бисер / Пер. с нем. С.К.Апта; Вступ. ст. Н.С.Павловой; иллюстрации И.Н.Мельникова. – М. : Правда, 1992. – 493 с.
Тендряков В.Ф. Затмение: Повести. – М. : Современник, 1986. – 685 с.
Васильев Б.Л. Век необычайный. – М. : Вагриус, 2003. – 234 с.
Клюев Е.В. Между двух стульев. – М. : Гаятри, 2006. – 237 с.
Михалков-Кончаловский А.С. Низкие истины. – М. : ТОО «Коллекция «Совершенно секретно», 1998. – 381 с.
Губерман И.М. Избранное. – Смоленск : Русич, 2004. – 608 с.
Дудинцев В.Д. Новогодняя сказка. – М. : Московский рабочий, 1965. – 40 с.
Рэнд А. Источник / Пер. с англ. [Д.В.Костыгин]. – М. : Альпина Паблишер, 2011. – 799 с.
Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Гадкие лебеди. – СПб. : Terra fantastica, 1993. – 605 с.
Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз. – 2-е изд. – М. : Albus corvus, 2016. – 346 с.
Голдинг У. Повелитель мух; Чрезвычайный посол. – М. : АСТ, 2006. – 714 с.
Харрис Д. Джентльмены и игроки. – М. : Эксмо, 2013. – 537 с.
Сеттерфилд Д. Тринадцатая сказка. – СПб. : Азбука, 2014. – 459 с.
Шустерман Н. Беглецы. – М. : Астрель, 2012. – 702 с.
Любая книга, как и застолье, рано или поздно заканчивается. Нельзя наесться на всю жизнь, как и ответить на все существующие вопросы в образовании. Пока жив человек, остаются перспективы на будущее, возникают новые направления развития, планируются другие события, встречи, углубляются идеи и расширяются методики. Очень хочется надеяться, что представленный материал даст возможность творчески переработать рекомендации и использовать предложенные приемы с учетом конкретной образовательной ситуации, особенностей своих обучающихся и места занятия в системе курса. Универсальных решений нет, но существуют образцы и модельные примеры, общие рамки и закономерности. Конечно, большинство примеров и рекомендаций было ориентировано на школьное образование, в котором автор имеет основной педагогический опыт, но перспективы содержательной переработки есть, что позволит применить профессиональные советы в разных ситуациях.
Андрей ИОФФЕ, доктор педагогических наук, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета
Комментарии