search
main
0

Готовность отвечать на вызовы времени

В середине лета в Астане на уровне глав государств прошла сессия Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), на которой принят пакет документов, направленный на повышение эффективности работы этой организации. О том, что собой представляет организация сегодня, какие задачи решает, рассказывает Генеральный секретарь ОДКБ Николай БОРДЮЖА.

– Против кого мы дружим, Николай Николаевич, или, если говорить серьезно, каковы главные цели преобразования аморфного прежде Договора о коллективной безопасности в серьезный военно-политический блок?

– Сразу хотел бы подчеркнуть, что ОДКБ – это сугубо оборонительный союз. А дружим мы, как вы выразились, против угроз, которые сейчас существуют как для России, так и для других стран, образовавшихся на постсоветском пространстве, прежде всего входящих в состав ОДКБ. Главные из этих угроз – терроризм, наркотики и организованная преступность, включая торговлю живым товаром.

Убежден, что в наши дни ни одно государство, каким бы сильным оно ни было, не может обеспечить свою безопасность в одиночку. Это очень убедительно показали и трагические события 11 сентября 2001 года в США.

Система международной безопасности, сформированная после Второй мировой войны, сегодня явно дает сбои. Развитие глобализационных процессов, события последних лет реально изменили расстановку сил на планете. В мире появились новые сильные «игроки», иной характер приобрели угрозы и вызовы – все это заставляет глав государств искать надежных партнеров и союзников для выработки совместных действий по обеспечению коллективной безопасности в том или ином регионе.

– Ускорила ли недавняя война в Ираке переоформление ДКБ?

– Весной прошлого года в Душанбе были официально оформлены идеи еще более ранней сессии ДКБ, хотя иракские события, видимо, волей-неволей заставили многих политических лидеров задуматься над безопасностью своих государств. Какие структуры могут сегодня реально влиять на ее обеспечение? Что будет происходить со странами, которые не смогут себя защитить и не имеют союзников, способных поднять голос в их защиту, да и не только голос?..

– Многие западные эксперты пришли к выводу, что лидеры пяти стран, вошедших наряду с Россией в состав ОДКБ, пытаются таким способом найти в Москве потенциальную защитницу от возможных внешних «зачисток», подобных иракской. Ведь политические режимы в некоторых, ныне союзных России государствах тоже, по мнению Вашингтона, выглядят весьма проблематично с точки зрения демократии и прав человека.

– Думаю, что страны – члены ОДКБ, в том числе и Россия, ищут друг у друга определенную помощь в противодействии существующим угрозам. Ведь россияне вряд ли способны решить проблему распространения наркотиков без участия, например, Таджикистана, через территорию которого проходят пути их доставки. А как рассматривать вопрос о незаконной миграции без участия Белоруссии? И подобных примеров можно привести множество.

Досье

Решение о создании ОДКБ принято 14 мая 2002 г. на 10-й сессии Совета коллективной безопасности, прошедшей в Москве.

Государства-участники ОДКБ – Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Армения.

7 октября 2002 г. в Кишиневе главы государств-участников ОДКБ подписали Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ. На основе Устава и в его развитие разработаны положения, регламентирующие деятельность Организации, в том числе об органах ОДКБ, по организационным и финансовым вопросам, которые были приняты на сессии СКБ в Душанбе 28 апреля 2003 г.

18 сентября 2003 г. завершилась ратификация Устава и Соглашения о правовом статусе ОДКБ государствами-участниками организации.

Уставом учреждается международная региональная Организация Договора о коллективной безопасности, определяются ее основные цели и принципы, направления деятельности, органы, порядок принятия решений, критерии членства, правоспособность, а также регулируется ряд других вопросов деятельности Организации.

Положения Соглашения регулируют правоспособность, привилегии и иммунитеты Организации, ее должностных лиц и сотрудников, представителей государств-членов, участвующих в проводимых в рамках Организации мероприятиях, определяют принципы трудовых отношений и социального обеспечения должностных лиц и сотрудников Организации.

Высший политический орган ОДКБ – Совет коллективной безопасности (СКБ) – обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-участников по выполнению Договора о коллективной безопасности, подписанного 15 мая 1992 г.

Оборонные структуры:

– коллективные силы быстрого развертывания;

– объединенный штаб коллективных сил быстрого развертывания.

– Найдется где-либо еще в мире такой пример, когда на территории страны, входящей в некий военно-политический блок, расположена военная база страны, представляющей совершенно иную военно-политическую структуру? Имею в виду присутствие американского подразделения в Киргизии, где теперь расширяет свое военное присутствие и Россия.

– Не вижу в этом никакой трагедии. У России существуют хорошие партнерские отношения с НАТО и с США. Киргизская база США создана под вполне конкретные задачи, до сих пор еще не решенные. Вы же знаете, что в Афганистане сейчас разворачивается фактически новый этап гражданской войны. И наше сотрудничество с американцами в регионе Центральной Азии отнюдь не закончено, там работы хватит для всех и, наверное, надолго – и в борьбе с терроризмом, и с наркоугрозой.

– Все ли участники однозначно подошли к созданию ОДКБ?

– Могу ответственно заявить, что у всех шести президентов и их соратников есть политическая воля, есть глубокий настрой на то, чтобы добиться полнокровного функционирования ОДКБ. Это проявилось, кроме прочего, и в создании важных межгосударственных органов, благодаря которым новая организация сможет реально работать и приносить серьезные результаты.

– Большую часть расходов по функционированию ОДКБ прямо или косвенно берет на себя Россия?

– Да, Россия берет на себя в финансовом плане 50% проплат, ведь у нее экономический потенциал значительно выше, чем у партнеров. За безопасность надо платить.

– Какие обязанности у вас как у генсека ОДКБ?

– Генеральный секретарь – это высшее административное должностное лицо организации. Он призван координировать работу структур всех шести стран по решению задач, поставленных Советом безопасности, а также по наработке тех предложений для глав государств, которые необходимо принять для совершенствования интеграции в сфере безопасности.

В СМИ наш договор связывают прежде всего с его военной составляющей. Но главное, на мой взгляд, – создать такие условия, при которых не было бы необходимости каким-либо образом применять вооруженные силы.

Мало говорить только о сфере военной безопасности. Ведь существуют и иные ее разновидности, например экологическая. А возьмите нынешнюю ситуацию с масштабным распространением вируса атипичной пневмонии. Ведь вполне возможно и даже необходимо взаимодействие членов ОДКБ для борьбы с распространением эпидемии в зоне действия договора. К вопросам политической безопасности относится и борьба с оргпреступностью, незаконной миграцией, наркоугрозой. В будущем я вижу проведение совместных комплексных операций в масштабе стран ОДКБ по самым острым проблемам, влияющим на нашу повседневную жизнь. И здесь необходимо взаимодействие практически всех наших силовых министерств и ведомств, не только оборонных или МИДов.

– На саммите в Астане было принято решение о том, что численность коллективных сил быстрого развертывания (КСБР) в Центрально-Азиатском регионе в 2004 г. будет увеличена в 2,5 раза. Оно было принято Советом министров обороны государств – участников ОДКБ в Москве. Как вы это прокомментируете?

– Увеличение численности КСБР не связано с какими-либо военными планами в Центрально-Азиатском регионе. Вместе с тем, обстановка там достаточно тревожная, связана не столько с наркотрафиком, но и с тем, что движение «Талибан» в Афганистане восстанавливает структуру управления, пополняет свои отряды и предпринимает активные террористические действия. Этого нельзя не замечать, а мы на фоне других событий в мире начинаем забывать об Афганистане.

Если говорить собственно о решении, то страны-участницы дополнительно выделят в состав КСБР еще по одному батальону, а Таджикистан – сразу два. Сделано это будет в соответствии с концепцией развития военной составляющей системы коллективной безопасности государств ОДКБ, возможность расширения которой предусматривалась еще в 2001 г., когда создавались КСБР. Так что общая численность КСБР увеличится в 2,5 раза. Сегодня она составляет 1,5 тысячи человек. Это три отдельных батальона, дислоцированных на территориях своих государств (в том числе казахстанский штурмовой батальон «Казбат», киргизский горно-стрелковый батальон, таджикский десантно-штурмовой батальон), а также батальонная группа и отдельный батальон связи из состава российской 201-й мотострелковой дивизии, дислоцированной на территории Таджикистана. В состав КСБР также входит российская авиационная группировка, находящаяся на аэродроме Кант в Киргизии.

– Могут ли применяться силы специального назначения ОДКБ для решения вопросов миротворческого характера?

– Что касается миротворческой деятельности, то мы сейчас работаем над этой проблемой. Уже разработан проект концепции миротворческой деятельности в рамках ОДКБ, который со временем будет предложен на рассмотрение министрам иностранных дел и обороны, а потом главам государств ОДКБ. Вообще у нас много заделов на будущее, работа идет по многим направлениям. Так, прорабатывается возможность подключения государств – членов ОДКБ к постконфликтному урегулированию в Афганистане. Определенные меры предпринимаются и по решению такой глобальной задачи, как нераспространение ядерного оружия. Совершенствуются формы и методы работы по борьбе с терроризмом. Перспективна, на наш взгляд, и координация внешнеполитической деятельности стран-участниц Договора. Мы ведь можем выступать с единой позицией по конкретным и глобальным проблемам безопасности. Так что направлений много, но реально не обо всех сейчас можно говорить: есть вопросы, которые мы сегодня только осмысливаем.

– Министры утвердили большой пакет документов по совместному развитию КСБР, а также дали поручения генеральным и главным штабам национальных вооруженных сил проработать вопрос о том, каким должен быть их облик…

– Я, например, считаю, что в этих частях должны служить контрактники, которые могли бы участвовать не только в общевойсковых, но и в специальных операциях.

– С 1 января 2004 г. начал работу Объединенный штаб государств – членов ОДКБ. Не дублирует ли он функции Штаба по координации военного сотрудничества (ШКВС) СНГ?

– По моему личному мнению, в нынешних условиях ШКВС СНГ является не координирующим органом, а скорее служит военно-политическому взаимодействию. Конечно, в рамках Содружества необходимо сотрудничать на уровне военных ведомств, но вот говорить о какой-либо интеграции, координации, переходе на единые военные стандарты становится все более затруднительно. Ведь всем хорошо известно, что, например, Грузия выстраивается под стандарты НАТО. То же самое можно сказать и о некоторых других странах СНГ, которые сориентировались на совершенно иную схему дальнейшей деятельности, развития и представлены в ШКВС лишь номинально.

Анализ всех документов, подписанных в рамках Содружества и касающихся военного взаимодействия, свидетельствует, что достигнутые договоренности реально выполняются в основном государствами – членами ОДКБ. Эти же страны готовы к дальнейшему диалогу и практической военной координации и интеграции. Опять же подчеркну: по моему личному мнению, работу ШКВС СНГ надо трансформировать и выстраивать исходя из военно-политического формата работы, но не интеграционного. В этой связи сотрудничество по военной и военно-технической линии в рамках ОДКБ было активизировано. Например, большим практическим шагом здесь стало достижение договоренностей о закупках странами ОДКБ оружия по внутренним ценам страны-производителя. При этом унификация законодательства проводится не только по линии ВТС, но и в сфере безопасности в целом.

– Как вы оцениваете результаты прошедшего в апреле медиафорума «СМИ против терроризма и наркоугрозы», главным организатором которого стал Секретариат ОДКБ?

– Медиафорум мы планировали как акцию по включению прессы в борьбу с террором и наркотиками. В итоге был поднят не только громадный пласт проблем, но и получено множество практических предложений по их решению, которые сегодня можно положить за основу нового направления в работе ОДКБ по совместному информационному противодействию терроризму и наркотикам. Поэтому мы оцениваем медиафорум положительно и планируем, что работа в данном направлении будет продолжена.

– Наркоугроза – одна из важнейших проблем международной безопасности, в том числе и в зоне действия ОДКБ. Планируется ли проведение в рамках организации масштабных совместных спецопераций для локализации наркотрафика по типу прошлогодней операции «Канал»?

– Операция «Канал-2003» проводилась впервые. В ней участвовали спецслужбы и правоохранительные органы шести государств. По большому счету нас интересовало не столько количество изъятых наркотиков, сколько оценка возможностей и степени взаимодействия в этой сфере.

Оказалось, что мы уже с трудом можем полноценно работать совместно, утрачена возможность координировать шаги в одном направлении в рамках нескольких государств. Назрела необходимость восстанавливать утраченные связи. Кое-что нам удалось сделать в ходе операции «Канал-2003». В перспективе мы планируем проводить подобные мероприятия на регулярной основе, повышая уровень взаимодействия. Этому, несомненно, будет способствовать и то, что недавно было принято решение о создании координационного совета в рамках ОДКБ из руководителей антинаркотических структур государств – членов организации.

– В одном из недавних интервью вы не исключили возможности расширения ОДКБ, подключения к этой организации других стран – членов СНГ. Насколько это реально?

– Интерес к ОДКБ велик. Но сегодня никаких официальных переговоров о расширении ОДКБ не ведется. Во всяком случае, никаких полномочий на этот счет я от Совета коллективной безопасности (то есть президентов шести стран, входящих в ОДКБ) не получал. Хотя, конечно, представители многих государств интересуются работой нашей организации и кое-какие неофициальные контакты по этому поводу ведутся.

Каждое государство имеет свое суверенное право вступать или не вступать в военные союзы или блоки. Если какое-то государство сочтет, что ОДКБ для них интересная организация и реально может содействовать обеспечению безопасности, оно такую заявку сделает. К тому же расширение не всегда благо – оно полезно только в том случае, когда приходят новые участники, готовые активно сотрудничать в области обеспечения коллективной безопасности, а не только решать свои политические задачи.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте