search
main
0

Готовность к встрече с чудом. Режиссер + актер = учитель!

Мне посчастливилось побывать на уроках, пожалуй, самой яркой, самой зрелищной и эмоциональной номинации – «Вдохновение и артистизм». Неудивительно, что попали сюда сразу четыре филолога – учителя русского языка и литературы – Ирина ТЮРИНА из Саранска (Мордовия), Наталья ОРЛОВА из Ленска (Якутия), учитель английского языка Алим ХАШУКОЕВ из Нальчика (Кабардино-Балкария) и так поразившая жюри предметной номинации Марианна ЧУЙКОВА из Тюмени.

Для Марианны Чуйковой учитель – прежде всего режиссер, дети – актеры. И потому на, казалось бы, такой сложной, «мертвой теме», как оды Ломоносова, Марианна Михайловна попыталась расшевелить ребят, ввела игровые моменты и элементы репетиции. Ребята с упоением разыгрывали по ролям отрывок из оды Ломоносова. Да и саму тему Чуйкова сформулировала нестандартно – «Человек эпохи Ломоносова», показав на доске репродукции женских портретов, выполненных в XVIII, XIX и XX веках.

Марианна Михайловна давала урок последней, но, несмотря на усталость, ей внимали с упоением и само жюри, и гости, и ребята. А секреты ее мастерства, думаю, прежде всего в высоком профессионализме, в интеграции опыта, накопленного русской театральной школой с современными методиками преподавания литературы, в использовании на уроке музыки и живописи. И, конечно же, в огромном личном обаянии – и актерском, и чисто человеческом.

Наталья ОРЛОВА, защищая свою систему работы, подчеркнула:

– Для меня важно сотворить интеллектуально и духовно развитую личность. А сделать это можно прежде всего через творчество – Наталья Владимировна любит ставить перед своими учениками творческие и исследовательские задачи. На своем конкурсном уроке в проблемной номинации ей удалось доказать ребятам – только диалог культур способен сохранить такой хрупкий мир на земле. Сила уроков Натальи Орловой – в интеграции и глубокой философской основе. Ну а творческую натуру в ней выдает хотя бы тот факт, что именно Наталье пришла в голову идея – а почему бы не проиллюстрировать сны Родиона Раскольникова картинами Сальвадора Дали?

Свой конкурсный урок Ирина ТЮРИНА посвятила фольклору. Московские шестиклассники благодаря Ирине Евгеньевне побывали на русском пиру, узнали много новых загадок, закличек, почитали сказки и даже водили на уроке хоровод.

– Учитель должен быть готов к встрече с чудом, – считает Ирина Евгеньевна, – уметь делать чудеса своими руками, а возможно это только через построение художественного образа. Кстати, свою систему защиты Тюрина подкрепила демонстрацией выпущенного ею недавно сборника «Творчество? Это просто!», в котором она предлагает много интересных творческих заданий, особенно по фольклору.

На своем конкурсном уроке Алим ХАШУКОЕВ не сказал ни одного слова по-русски, впрочем, десятиклассники 1308-й школы с углубленным изучением английского и немецкого прекрасно понимали его с полуслова. Я вообще диву давалась, как этот молодой человек буквально в считанные секунды с легкостью установил контакт с классом. И за 30 минут конкурсного урока так многое успел сделать: спеть вместе с ребятами на английском Пола Маккартни, послушать хорошие английские песни, поговорить о разных культурах и узнать, какую профессию собираются избрать ребята из 10-го «А». Своими же главными педагогическими принципами Алим Анатольевич считает умение владеть педагогической режиссурой, мизансценированием, а также развитие в учениках общительности.

Конкурcного урока учителя ритмики и танцев Сергея ПОГРЕБНЯКА лицея из города Бор Нижегородской области ждали с нетерпением и четвероклассники 1308-й школы, и конкурсное жюри. Сергей Федорович ожиданий не обманул. А ребята научились танцевальному приветствию – поклону и уже через минут десять после начала урока лихо отплясывали «Валенки» и казачий танец. А еще узнали, что русскую матрешку, оказывается, придумали в Японии.

– Конкурсный урок я посвятил русским национальным танцам, – говорит Сергей Федорович, – на своих занятиях я не только учу ребят танцевать, но и рассказываю им об истории танца, о стране, где он возник, а также о костюмах и традициях той эпохи.

– Бесконечно уважаю тех, кто умеет работать руками, и не терплю болтунов, – сказал на защите своей системы учитель художественного труда и технологии русской классической гимназии № 2 города Томска Алексей СИМУТКИН.

И на своем конкурсном уроке показал: он может научить ребят творить чудеса из соломки.

– Почему соломка? Мне нравится с ней работать, – ответил Алексей Алексеевич на вопросы жюри. – Солома копит в себе солнечную энергию, аппликация соломкой – это удивительный мир, эмоционально безграничный, как сама природа!

– Моя система без меня работать не будет, и тиражировать поэтому ее нельзя, – так начал свое выступление на защите системы работы Виктор КОВАЛЕНКО, учитель истории и обществознания 168-й школы Екатеринбурга. Его уроки не заканчиваются со звонком, и вообще Виктор Леонидович уверен – без дополнительного общения с детьми, без внеурочных встреч учителю просто не обойтись. Виктору Леонидовичу достался конкурсный урок по теме «Структура человеческой деятельности», ему удалось на нем продемонстрировать все главные достоинства своей работы – артистичность и эмоциональность, свое умение импровизировать и с легкостью находить контакт с классом.

Учителя 8-й школы Комсомольска-на-Амуре Андрея ПАЛОУСОВА больше всего интересует педагогика ненасилия, нравственная проблематика урока. Возможно, поэтому на своем конкурсном уроке он пытался узнать у ребят, все ли средства хороши для достижения цели. Десятиклассникам и жюри Андрей Аркадьевич запомнился глубиной своих знаний, нестандартностью мышления, способностью к импровизациям и умением с легкостью находить общий язык даже с незнакомым классом.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте