search
main
0

Готовимся вместе

Что могут сделать родители, чтобы адаптация ребенка к 1-му классу прошла успешно

Говоря о готовности к школе, мы рассматриваем вопрос, на мой взгляд, несколько однобоко: готов ли ребенок к школе? А готова ли семья к тому, что ребенок, переходя в 1‑й класс, меняет, по сути, свой социальный статус?

Готовность родителей и старших родственников доверить свое чадо школе – явление, пожалуй, не менее значимое, чем готовность к школе самого ребенка. Больше того, будущему первокласснику легче: у него нет негативного школьного опыта, весь опыт построения межличностной коммуникации окрашен у него игровыми мотивами, механизмы памяти здорового ребенка позволяют ему уверенно и с оптимизмом постигать новый социальный опыт.

Чего нельзя сказать о семье: груз собственного жизненного опыта, а также определенный фокус средств массовой информации на не самых светлых сторонах школьной жизни в сочетании с определенного рода активностью негативно настроенной части родительского сообщества в интернет-пространстве – все это рождает феномен родительской тревожности. В свою очередь постоянное ожидание подвоха нагнетает атмосферу напряжения и в отношении самого воспитанника подготовительной группы, который под давлением негативных ожиданий семьи может подрастерять значительный запас позитивной мотивации.

Как же справиться с собственными страхами и не сформировать тревожные паттерны в собственном ребенке? Универсального рецепта, разумеется, нет, но общие рекомендации семье могут быть такими:

  1. Позволить ребенку самому прожить его школьную жизнь. Да, будет велико желание пуститься по волнам своей памяти и в ответ на незаданный вопрос тут же парировать: «А вот когда я учился…» Опыт предшествующих поколений важен, но он не должен подавлять инициативность ребенка, не должен быть представлен как единственно верный. Да, иногда желание «объяснить этой Марьиванне», что она не права, может быть испепеляющим. Однако стремление доказать ребенку и самому себе, что вы прекрасный родитель, не может утверждаться через незамедлительно активирующуюся программу на уничтожение всего, что не укладывается в картину мира глазами ребенка. Хороший родитель не тот, кто дает безошибочные ответы, а тот, кто задает верные вопросы.
  2. Договариваться. И речь здесь не только о том, что каждая семья имеет возможность сформулировать учителю свой горизонт планирования и ожидания от школы. В первую очередь все взрослые члены семьи должны договориться между собой о единых подходах к сопровождению школьной жизни ребенка. Это не только нивелирует его желание (кстати, вполне нормальное!) манипулировать взрослыми через жонглирование их разногласиями, но и научит ребенка на примере его собственной семьи выстраивать открытые, честные отношения с регламентами взаимодействия, понятными и принятыми всеми участниками.
  3. Безоговорочно принять, что обучение – это зона ответственности самого ребенка. Очень тонкой является грань между двумя формулировками, казалось бы, одного и того же вопроса: «Что вам сегодня говорили на уроках?» и «Чему ты сегодня научился?». При этом второй вариант, очевидно: а) ориентирует ребенка в ответе не на отсылку к коллективному бессознательному, а на концентрацию на личностном восприятии; б) объявляет субъектом не того, кто «говорил», а того, кто учился, то есть самого ребенка; в) позволяет формировать в первоклассника аналитические способности, он сравнивает себя сегодняшнего в динамике с собой вчерашним.

Разумеется, дополнительные ингредиенты будут своими в каждой семье, но именно психологическая готовность старших родственников к переходу ребенка в 1‑й класс – залог его успешного пути длиной в 11 лет.

Максим ИВАНЦОВ, директор школы №814, председатель Ассоциации классных руководителей образовательных организаций Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте